Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Газовая горелка своими руками на пропане: пошаговые инструкции по сборке самодельных горелок

Профилактика от засорения

В ходе работы бензиновое устройство для пайки неминуемо засоряется. Это происходит, прежде всего, от использования некачественного бензина. На сопле образуется нагар, на стенках трубки могут откладываться загрязнения в виде налета. При засорении трубки и элементов регулировки воздушного потока воздух из компрессора поступает вниз, не смешиваясь с бензином в нужной пропорции.

Опытные мастера рекомендуют следующие способы предотвращения засорения:

  • Применять качественное топливо.
  • После каждого использования дождаться остывания сопла и протереть от нагара ветошью, намоченной в бензине.
  • Раз в месяц стоит промыть детали горелки средством для очистки карбюратора. Он удалит отложения со стенок трубки.

Пайка самодельной бензиновой горелкой

Регулярный уход за бензиновым приспособлением для пайки позволит ей служить долго и без досадных отказов.

Плюсы и минусы

Ни одна группа альпинистов, рыбаков-любителей или путешественников не отправляются в походы без туристической бензиновой горелки, особенно в зимнее время года. Такое устройство способно эффективно работать даже при арктических температурах.

Среди других достоинств БГ необходимо отметить:

  1. Возможность функционирования на экстремальных высотах.
  2. Возможность использования альтернативного топлива: керосин или спирт.
  3. Низкие стоимостные показатели дозаправки по сравнению с газовыми горелками.
  4. Незначительный вес конструкции и простота.
  5. Портативность.
  6. Удобство при выполнении монтажных операций.
  7. Качественный результат работ.

Тем не менее, газовая бензиновая горелка обладает очевидными минусами:

  1. Необходимость использование топлива высокой очистки, во избежание засорения малого отверстия дросселя.
  2. Требовательность к режимам эксплуатации.
  3. Повышенная пожароопасность в момент заливки топлива.
  4. Неравномерность топливного факела.
  5. Неприятный запах и копоть во время работы.

Изготовление горелок

Бензиновая горелка делается несколькими способами, но новичку в этом деле стоит выбрать самый простой, который не требует наличия слесарных инструментов.

Первый способ

Делаем горелку

Возьмите две пустые жестяные банки из-под любого напитка, сгущенного молока или пива, предварительно очистив и промыв водой. После этого нужно подождать, чтобы банка хорошо просохла. В центре дна первой банки делаем 4 прокола при помощи гвоздя, затем такие же отверстия потребуется сделать по всему периметру ободка банки. Это будет наша заготовка будущей горелки, из которой будет вырываться при эксплуатации пламя. Следует отрезать эту деталь от банки так, чтобы длина бортика составляла 3 сантиметра. Для этого вполне подойдут бытовые ножницы, поскольку тонкая жесть, которая используется для таких банок, легко режется любым острым предметом.

У второй банки также следует отрезать дно, только сделать это нужно аккуратно, чтобы не образовались зазубрины, в противном случае придется воспользоваться наждачной бумагой или напильником.

На дно горелки следует положить кусок ваты, смоченной предварительно в бензине, а затем накрыть верхней частью таким образом, чтобы она исполняла роль герметичной крышки. Если же детали будут соприкасаться неплотно, то в щели можно вставить полоски жести, которые остались от разрезанной банки.

Использование горелки заключается в следующем – налейте бензин на верхнюю часть горелки, где были проделаны 4 отверстия так, чтобы он попал и на ободок, на котором также имеются дырки и подожгите. Тонкая жесть моментально нагреется, передаст тепло вате, смоченной в бензине, пары из нее начнут выделяться и будут поддерживать пламя.

Последний этап – сделать опоры, на которых будет располагаться котелок для приготовления пищи. Для этого можно использовать два стальных прута, которые загнуты буквой П и вкопаны в грунт параллельно друг другу. При приготовлении пищи, необходимо следить за устойчивостью котелка, чтобы он не опрокинулся.

Горелка на бензине, сделанная по этому методу, будет одноразовым прибором, так как жестяные банки для следующего раза вряд ли уже пригодятся.

Второй способ

Бензиновая горелка с редуктором

Чтобы сделать ее своими руками, вам потребуется:

  • Компрессор — можно использовать автомобильную камеру от грузового транспорта, которую понадобится время от времени накачивать или компрессор от старого холодильника.
  • Ресивер – для него подойдет пластмассовая канистра, объемом до 10 литров, с плотной пробкой, желательно полупрозрачной.
  • Топливный бачок – используйте 2-х литровый металлический бачок, в крышку которого следует впаять две трубки – короткую и длинную, последняя должна быть опущена на дно бачка.
  • Горелка – можно изготовить самостоятельно или же приобрести готовую в хозяйственном магазине.

Процесс изготовления своими руками заключается в следующем:

  • Наполните топливный бачок очищенным бензином, не более чем на половину емкости.
  • Поставьте самый простой фильтр на вход компрессора. Сделать его можно из воронки, на которую натягивается отрезок капронового чулка или колготок.

Работа горелки осуществляется благодаря подкачке воздуха компрессором, попаданию его под давлением в ресивер, в котором сглаживаются пульсации воздушного давления. После этого воздух отправляется в бак с топливом, где он смешивается с парами бензина. Полученная газовая смесь поступает на горелку. Регулировать интенсивность пламени можно при помощи специального винта, который, как правило, всегда имеется на горелке.

Третий способ

Самодельная походная горелка

Для создания этого типа бензиновой горелки своими руками вам понадобится:

  • Плоская баночка из металла – это может быть емкость из-под крема или консервов.
  • Пемза.
  • Бензин.

Механизм такой горелки прост и не требует особых усилий. Для ее создания необходимо как можно более плотно уложить в емкость пемзу, а затем, залить сверху небольшим количеством топлива. Выполнять это нужно очень аккуратно, чтобы жидкость впитывалась в пемзу, а не выплескивалась из банки. Благодаря наличию в банке пемзы, пламя будет гореть около 15 минут, так как она из-за своей пористой структуры будет являться распределителем топлива.

Подобная конструкция поможет не только в приготовлении пищи, но и для обогрева небольшого помещения, например, гаража, походной палатки или бытовки. Чтобы разогреть еду следует дополнительно соорудить подставку для посуды, сделать это можно из проволоки, камней или иного материала. Главное, чтобы посуда стояла устойчиво.

Бензиновые горелки и жидкотопливные горелки: виды, производители, цены

Среди представленных сегодня в продаже горелок на жидком топливе можно встретить как модели, хорошо знакомые туристам и альпинистам с советским стажем, так и горелки нового типа.

При этом первая группа является как «перепевом» советских «Шмелей» и «Туристских», творением заводов в Бишкеке («Дастан») и Запорожье («Мотор Сич Пт-2» и «Мотор Сич Пт-3»), так и, дошедшие наконец до нас модели, ставшие прототипами для отечественных примусов туристических «Огонек» и «Туристский», о которых мы уже подробно рассказывали в одном из наших материалов.

В качестве примера можем привести некоторые самые интересные, на наш взгляд, модели.

Безнасосные бесшланговые. К этому семейству принадлежат культовая горелка компании Optimus Svea.

В горелке Optimus Svea 123R узнается «мечта туриста» — примус «Огонек». Достаточно миниатюрная – 550 гр., эта горелка туристическая бензиновая – мечта эстета. Она сделана из латуни и выглядит как антикварная вещь. Некоторые туристы отмечают, что горелка очень требовательна к качеству топлива, работает только на низкооктановом белом бензине («Галоше»), топливо с более высоким октановым числом приводит к перегреву горелки и ее взрыву. Стоит она чуть больше 4000 руб.

Насосные бесшланговые. Здесь мы можем увидеть как мегапопулярный прототип «Туристского» от компании Optimus, модели из стран СНГ, горелки походные бензиновые компании Coleman (так называемые, американские шмели).

Туристическая жидкотопливная горелка Optimus Hiker+, в ней многие узнают примус «Туристский» дополненный насосом. Горелка прекрасного качества и солидного веса — более 1,5 кг, мощностью более 2,8 Вт и впечатляющей всеядности (питается даже спиртом). По причине своей массивности сегодня вряд ли кто-то возьмет ее в горы. Снижает ее привлекательность и цена — более 8000 руб.

Горелка на жидком топливе Мотор Сич ПТ3 — украинские товарищи то ли усовершенствовали советский «Туристский», добавив к нему насос, то ли Optimus Hiker+ ,  увеличив его в весе до 2,2 кг. Радует в Мотор Сич ПТ3 только цена 1700 руб. За такую же сумму поработали они и над «Шмелем» — получилась горелка бензиновая Мотор Сич ПТ2, хотя некоторые утверждают, что ее конструкция позаимствована у Colemаn. Не знаем, что уж там позаимствовано, но весит она 1,4 кг, т.е. в 2 с копейками раза тяжелее обозначенного выше Colemаn. Может быть несмотря на то, что она ужасная «на лицо», зато внутри очень даже ничего?

Горелки на бензине «Дастан» и «Дастан в котелке» они же «Шмель 2» —  дар киргизских производителей бюджетным туристам. За 2000 – 2500 руб. можно приобрести старую добрую классику весом 1,7 кг.

Горелки походные бензиновые Colemаn Sportster и Colemаn Feather производитель позиционирует как горелки на жидком топливе, но по отзывам туристов они плохо переносят некачественное топливо, в т.ч. высокооктановый бензин с присадками. Из-за них закоксовывается генератор, который потом приходится менять (к счастью, они есть в продаже). Обязательно также пользование для заливки топлива «родной» воронкой с поролоном, который выступает в качестве фильтра. Вес этих горелок 600 гр., цена от 4700 руб.

Насосные шланговые. Такой вид горелок выпускают почти все известные производители: MSR, Primus, Кovea, Optimus. Их стоимость начинается от 4300 руб., вес от 330 гр.

Китайская бензиновая горелка Fire-Maple TURBO FMS-F5 – самая легкая бензиновая горелка в мире. Ее вес 180 гр., для подогрева большой посуды можно регулировать держатели. Цена: от 4300 р.

Какую делать?

Газовые горелки малой мощности для быта и мелкого частного производства по эксплуатационным показателям классифицируются след. образом:

  • Высокотемпературные – для точных спаечно-сварочных, ювелирных и стеклодувных работ. КПД не важен, нужно добиться максимальной для данного топлива температуры пламени.
  • Технологические – для слесарных и кузнечных работ. Температура пламени весьма желательна не ниже 1200 градусов, и с соблюдением этого условия горелка доводится до максимальной экономичности.
  • Отопительные и кровельные – добиваются наилучшего КПД. Температура пламени, как правило, до 1100 градусов или ниже.

Касательно способа сжигания топлива газовая горелка может быть выполнена по одной из след. схем:

  1. Свободно-атмосферной.
  2. Атмосферно-эжекционной.
  3. С наддувом.

Атмосферные

В свободно-атмосферных горелках газ сгорает в свободном пространстве; приток воздуха обеспечивается свободной конвекцией. Такие горелки неэкономичны, пламя рыжее, коптящее, пляшущее и бьющееся. Интерес, представляют, во-первых, потому, что избыточной подачей газа или недостаточной воздуха любую другую горелку можно перевести в свободно-атмосферный режим. Именно в нем горелки поджигают – на минимуме подачи топлива и еще меньшем притоке воздуха. Во-вторых, свободный приток вторичного воздуха может быть очень полезен в т. наз. полутораконтурных горелках для отопления, т.к. намного упрощает их конструкцию не в ущерб безопасности, см. далее.

Эжекционные

В эжекционных горелках не менее 40% необходимого для сгорания топлива воздуха подсасывается газовым потоком от инжектора. Эжекционные горелки конструктивно просты и позволяют получить пламя с температурой до 1500 градусов при КПД свыше 95%, поэтому используются наиболее широко, однако не могут быть выполнены модулируемыми, см. ниже. По использованию воздуха эжекционные горелки делятся на:

  • Одноконтурные – весь нужный воздух засасывается сразу. С должным образом профилированным газовым каналом на мощности более 10 кВт показывают КПД свыше 99%. Своими руками не повторяемы.
  • Двухконтурные – ок. 50% воздуха засасывается инжектором, остальное – в камеру сгорания и/или дожигатель. Позволяют получить либо пламя в 1300-1500 градусов, либо КПЛ свыше 95% и пламя до 1200 градусов. Используются любым образом из указанных выше. Конструктивно достаточно сложны, но своими силами повторяемы.
  • Полутораконтурные, часто называемые также двухконтурными – первичный воздух подсасывается потоком из инжектора, а вторичный свободно поступает в ограниченный объем (напр., топку печи), в котором и догорает топливо. Только однорежимные (см. ниже), но конструктивно просты, поэтому широко используются для временного запуска отопительных печей и котлов на газе.

С наддувом

В горелках с наддувом весь воздух, и первичный, и вторичный, подается в зону сгорания топлива принудительно. Простейшая микрогорелка с наддувом для настольных спаечных, ювелирных и стекольных работ может быть сделана самостоятельно (см. далее), но изготовление отопительной горелки с наддувом требует солидной производственной базы. Зато именно горелки с наддувом позволяют реализовать все возможности управления режимом горения; согласно условиям использования они делятся на:

  1. Однорежимные;
  2. Двухрежимные;
  3. Модулируемые.

Управление горением

В однорежимных горелках режим сгорания топлива либо определяется раз навсегда конструктивно (напр., в промышленных горелках для отжиговых печей), либо устанавливается вручную, для чего горелку нужно или погасить, или прервать технологический цикл с ее применением. Двухрежимные горелки работают, как правило, на полной или половинной мощности. Переход с режима в режим осуществляется по ходу работы либо пользования. Двухрежимными делают отопительные (зима – весна/осень) либо кровельные горелки.

В модулируемых горелках подача топлива и воздуха плавно и непрерывно регулируется автоматикой, отрабатывающей по комплексу критически важных исходных параметров. Напр., для отопительной горелки – по соотношению температур в помещении, наружной и теплоносителя в обратке. Выходной параметр возможен один (минимальный расход газа, наибольшая температура пламени) или их может быть тоже несколько, напр., при температуре пламени у верхнего предела минимизируется расход топлива, а при ее падении оптимизируется для данного техпроцесса температура.

Инфракрасный обогреватель

Использование самодельных газовых горелок может натолкнуть на мысль о собственноручном создании инфракрасного обогревателя. Такие обогреватели созданы для обогревания домов или гаражей, в условиях постоянно растущей цены на газ. Самым простым способом сохранить тепло является использование обыкновенной пищевой фольги. Ее необходимо закрепить на стене позади батарее. Тепловые потоки будут отражаться от алюминиевой поверхности в помещение, что не позволит уйти теплу сквозь стены.

В более сложном варианте можно использовать спираль. Для этого нужно приобрести в магазине спираль накаливания и инфракрасный порт. Делать такое устройство достаточно просто: спираль требуется уложить в металлический блок, который подключается к электросети. К полученной конструкции присоединяется инфракрасный порт. Данное устройство работает на основе способности порта распространять в помещение тепловую информацию, получаемую от горячей спирали.

Для гаражей или иных маленьких нежилых помещениях лучше всего подойдет обогреватель, созданный на основе маленькой жестяной коробки и графитового песка. Такое устройство достаточно компактно, оно не требует много место, при этом прекрасно справляется с поставленными перед ним задачами. Перед началом работы емкость необходимо тщательно промыть и просушить

Она может быть какого угодно диаметра и размера, важно, чтобы она полностью подходила под ваши представления о том, каким должен быть будущий обогреватель

Графит необходимо перемешать с мелким песком в отношении один к одному и наполовину заполнить коробку. Из листа жести нужно вырезать круг, диаметром подходящий под железную емкость, и прикрепить к его краям выводной провод. Эту конструкцию нужно уложить на смесь песка и гранита, после чего засыпают оставшейся смесью. Далее емкость нужно плотно закрыть крышкой, чтобы искусственным образом создать давление внутри ее. Второй провод корпуса емкости подключается к автомобильному аккумулятору.

Регулировать температуру нагрева такого устройства можно с помощью крышки. При более плотном закручивании температура жестяной коробки будет сильнее. При меньшем он будет терять тепло

Важно не давать такому обогревателю перегреваться. В таких случаях коробочка начнет светиться красным или оранжевым свечением

При перегреве происходит процесс спекания песка, что приводит к потере эффективности работы газовой горелки самодельной. Чтобы ее восстановить, нутро потрясти устройство.

Газовый инфракрасный обогреватель более затратен по материалам, так как требует приобретения небольшой инфракрасной керамической грелки. Лучше всего не покупать большое устройство, так как “питаться” оно будет от маленького пропанового баллона, объемом 1 литр. Кроме этого необходима горелка – насадка со специальным краном. В первую очередь необходимо избавиться от всех форсунок горелки, оставив лишь трубу и кран. На трубу надевается шланг, который должен быть длинной чуть более полуметра. К этому устройству и подключается баллон с газом

Очень важно, чтобы при этом он находился в вертикальном положении, так как перемещение газа идет вверх, а не горизонтально. Такой обогреватель работает в течении двух часов на обычном 200-граммовом баллоне

Рыбаки часто пользуются подобным приспособлением во время зимней рыбалки в палатке. Запас баллонов с газом позволяет комфортно провести ночь на льду. Кроме того, эта конструкция безопасна, в ней нет открытого огня, который может нанести вред. Керамической плитке достаточно 10 минут до полного разогрева, после чего она начинает активно излучать тепло, нагревая воздух вокруг себя.

Как сделать газовую горелку своими руками? Или обогреватель? Очень просто! Главное знать внутренне устройство данных аппаратов для того, чтобы иметь представление о ее работе. После этого изготовление самодельной конструкции не составит труда. Главное, не забывать про соблюдение технике безопасности при работе с открытым огнем или его источниками.

Что нужно знать для создания горелки

Позволить себе готовую бензиновую горелку не всегда может абсолютно любой мастер. Стоимость изделий настолько высока, что вряд ли горелка быстро себя окупит.

Кроме того, качество товара не всегда соответствует стоимости такового. По этой причине давно уже научились изготавливать нужный предмет самостоятельно.

Если вы все правильно сделали в процессе создания горелки, то при первом же поднесении горящей спички она будет давать огонь. Это сигнализирует о хорошем качестве и постоянной правильной подаче бензовоздушной смеси.

Видимое горение будет продолжаться в течение 3-5 минут, далее пламя становится синего цвета, что говорит о возможности начала работы по плавлению.

В горелке можно получить нагревание до 1000 градусов Цельсия. За счет данного эффекта возможна даже плавка металлов и стекла.

Многие составляющие для создания бензиновой горелки могут найтись в хозяйстве. Они включены в другие устройства и инструментарий. А все, чего не достает для процесса легко приобретается в любом магазине инструментария.

Нюансы эксплуатации и ухода за оборудованием

Принцип работы бензиновой горелки:

  1. Заполняют емкость до разрешенной отметки, обычно 2/3 объема.
  2. Создают давление воздушной смеси с помощью топливного насоса.
  3. Под давлением среды начинается процесс движения смеси в горелку, где она поджигается и формируется в факел.
  4. Для воспламенения смеси и бездымной работы, смесь нагревают до допустимого значения. Для этого ставят специальную чашку, которая идет в комплекте с прибором под горелку, обычно, одной чашки достаточно, чтобы получить нужный температурный режим.
  5. При этом топливо превращается в испарителе в газ и направляется в область горения по жиклеру. Во время процесса горения всасывается О2, необходимый для полноты сгорания.
  6. Далее открывают регулировочный игольчатый клапан.
  7. После выхода струи газообразного смеси её поджигают. Для ускорения разогрева БГ ее можно установить на 2 см от металлического листа, где контролируют процесс нагрева и состояние факела.
  8. Нестабильность пламени или затухание требует проведение очистки форсунки с применением специальной иглы.
  9. После завершения погашают факел закрытием вентиля и опусканием регулирующей иголки.
  10. После охлаждения выпускают воздух из сосуда.

Бензиновый агрегат относится к устройствам повышенной опасности, поэтому во время любых работ требуется строгое выполнение правил техники безопасности, пожарной безопасности и инструкций завода-изготовителя. Нарушение их может привести к взрыву и вызывать опасность для жизни окружающих.

Основные требования безопасности:

  1. Применять горелку допускается на уличных площадках.
  2. В аварийных ситуациях допускается непродолжительная работа БГ при организации надежной вентиляции помещения.
  3. Запрещается пользованием агрегатом при утечках газотопливной смеси.
  4. Не разрешается применять бензин, с параметрами не соответствующих обозначенным заводом-изготовителем.
  5. Запрещено использовать агрегат продолжительное время, из-за возможности самонагрева конструкции до 50 С.
  6. Не разрешается работать при неисправном защитном клапане.
  7. Запрещается выполнять дозаправку баллона при горении БГ.

Применение горелок для твердой пайки и для пайки латунью

Пайка позволяет выполнить неразъемное герметичное соединение двух металлических деталей путем своеобразного «склеивания» их неким расплавленным материалом — припоем. Последний должен проявлять высокую адгезию по отношению к соединяемым металлам, то есть быть весьма «прилипчивым», и обладать достаточной прочностью после застывания.

Температура плавления припоя должна быть выше, чем рабочая температура, при которой эксплуатируется паяное изделие; и в то же время ниже, чем температура плавления основного материала.

Очевидно, что для удобства работы ее факел должен сохранять стабильную форму и температуру.

Преимущество данного инструмента заключается в способности обрабатывать зоны с большой площадью — электропаяльнику такая задача окажется не под силу.

При этом простенькую маломощную горелку можно без особых хлопот изготовить своими руками.

С помощью самодельной горелки можно будет сделать массу полезных дел. Ее возможностей окажется вполне достаточно для пайки медных и латунных сосудов, входящих в состав радиаторов, интеркулеров и теплообменников, а также для пайки с применением твердых припоев.

Кроме того, только с помощью данного инструмента можно осуществить разборку радиатора с целью замены его сердцевины, а также выполнить замену в нем сот.

Пригодится такая горелка и в ходе ремонта кузова, при котором высокая температура не только не нужна, но и весьма нежелательна, так как может вызвать коробление этой части автомобиля.

Незначительный нагрев понадобится и в том случае, если необходимо демонтировать деталь, посаженную с натягом, то есть запрессованную.

Это может быть обойма подшипника или какая-нибудь втулка.

Производители каталитических грелок

Конечная стоимость устройства для обогрева зависит от страны-производителя и фирмы. На рынке встречаются модели отечественного производства, корейского, китайского и др. Качественные модели стоят от 1,5-2 тысяч рублей и выше. Их отличие от дешевых аналогов заключается не только в качестве изготовления, но и расходе топлива – они более экономные и при этом выделяют меньше запаха бензина при эксплуатации. К известным производителям грелок, которые широко применяются рыбаками, охотниками и любителями путешествий, относятся:

  • ZIPPO;
  • KOVEA;
  • Следопыт.

ZIPPO

Грелки от ZIPPO способны выделять тепло на протяжении 12-ти часов. Они применяются для согревания рук и тела человека. Тепло выделяется без горения за счет окисления паров бензина. Сетка (катализатор) выполнена из стекловолокна. Отличным приобретением может стать модель Handwarmer High Polish Chrome. Прибор будет полезным на рыбалке, прогулках, в походах и просто в холодное время года, например, автовладельцам, которым иногда приходится выполнять ремонт машины на морозе:

  • название: Zippo Handwarmer 40365 High Polish Chrome;
  • цена: 2295 р.;
  • характеристики: размеры – 66х13х99 мм, вес – 73,7 г, производитель – США, есть пожизненная гарантия от производителя, оригинальная подарочная упаковка;
  • плюсы: долговечность, дает мягкое устойчивое тепло в течение 12 часов;
  • минусы: стоит дорого.

Грелки ZIPPO являются настоящим спасением для продавцов, которым приходится простаивать зимой за прилавком. Еще один отличный вариант от этой компании:

  • название: Zippo 40363 Pink;
  • цена: 2090 р.;
  • характеристики: размеры – 51х15х74 мм, вес – 51, сталь с розовым матовым покрытием, держит тепло около 6 ч, гарантия – 2 года;
  • плюсы: компактные размеры, надежность;
  • минусы: высокая стоимость, держит тепло меньше аналогов;

KOVEA

Корейским производителем каталитических приборов для обогрева является KOVEA (Ковея). Эта компания уже несколько десятков лет занимает одно из лидирующих места на рынке таких грелок. Качество ее продукции не вызывает сомнения. Отличительная черта грелок KOVEA заключается в эргономичном дизайне. Помимо этого, в стандартный набор часто включается удобная сумочка для грелки. Модель VKH-PW05M Pocket Warmer M идеально подходит для обогрева рук, ног и чтобы сушить ботинки и рукавицы:

  • название: VKH-PW05M;
  • цена: 1740 р.;
  • характеристики: вес – 100 г, полная заправка – 24 г, расход топлива – 1 г/ч, время сохранения температура – до 24-х часов, есть удобный мягкий чехол, заправочная воронка.
  • плюсы: долго держит тепло, приемлемая стоимость;
  • минусы: нет.

Еще один каталитический прибор от KOVEA – VKH-PW04S Pocket Warmer. Прибор способен разогреваться до 70 градусов:

  • название: VKH-PW04S Pocket Warmer;
  • цена: 1830 р.;
  • характеристики: вес – 60 г, время работы – 10 ч, заправочная емкость – 12 мл, есть удобная воронка-дозатор для заправки;
  • плюсы: долговечная, удобная;
  • минусы: недолго сохраняет тепло.

Следопыт

Этот тип каталитического прибора представляет собой изделие российского производства, идеально подходит для людей, которые работают в сложных климатических условиях, увлекаются зимними видами спорта, туристов и т.п. Для питания необходимо покупать высокоочищенный бензин. Средняя температура работающего прибора составляет 42-50 градусов – регулировка осуществляется за счет подачи воздуха:

  • название: Следопыт PF-GHP-P01;
  • цена: 842 р.;
  • характеристики: вес – 79 г, габаритные размеры – 70х100х14 мм, объем резервуара – 30 мл, материал – сталь, время работы – до 16 ч, расход жидкого топлива – 2 мл/ч;
  • плюсы: доступная стоимость, длительный срок работы;
  • минусы: нет.

Как добиться безопасности

Тут дело в т. наз. числе Рейнольдса Re, показывающем взаимосвязь между скоростью потока, плотностью, вязкостью текущей среды и характерным размером области, в которой она движется, напр. диаметром поперечного сечения трубы. По Re можно судить о наличии турбулентности в потоке и ее характере. Если, к примеру, труба не круглая и оба характерных ее размера больше некоторого критического значения, то появятся вихри 2-го и более высоких порядков. Физически выделенных стенок «трубы» может и не быть, напр., в морских течениях, но многие их «фокусы» объясняются именно переходом Re через критические значения.

Далеко не все самодельные газовые горелки точно рассчитываются согласно законов газовой динамики. Но, если произвольно изменить размеры деталей удачной конструкции, то Re топлива или подсасываемого воздуха может скакнуть за пределы, которых оно придерживалось в авторском изделии, и горелка станет в лучшем случае коптящей и прожорливой, а, вполне возможно, и опасной.

Диаметр инжектора

Определяющим параметром для качества газовой горелки является диаметр сечения ее топливного инжектора (газового сопла, форсунки, жиклера – синонимы). Для горелок на пропан-бутане на обычную температуру (1000-1300 градусов) его можно ориентировочно принять таким:

  • На тепловую мощность до 100 Вт – 0,15-0,2 мм.
  • На мощность 100-300 Вт – 0,25-0,35 мм.
  • На мощность 300-500 Вт – 0,35-0,45 мм.
  • На мощность 500-1000 Вт – 0,45-0,6 мм.
  • На мощность 1-3 кВт – 0,6-0,7 мм.
  • На мощность 3-7 кВт – 0,7-0,9 мм.
  • На мощность 7-10 кВт – 0,9-1,1 мм.

В высокотемпературных горелках инжекторы делают более узкими, 0,06-0,15 мм. Отличным материалом для инжектора послужит отрезок иглы для медицинского шприца или капельницы; из них можно подобрать сопло на любой из указанных диаметров. Иглы для надувания мячей хуже, они не жаропрочны. Их используют более как воздуховоды в микрогорелках с наддувом, см. далее. В обойму (капсюль) инжектора его запаивают твердым припоем или вклеивают жаропрочным клеем (холодной сваркой).

Мощность

Делать газовую горелку на мощность свыше 10 кВт ни в коем случае не следует. Почему? Допустим, КПД горелки 95%; для любительской конструкции это очень хороший показатель. Если мощность горелки 1 кВт, то на саморазогрев горелки уйдет 50 Вт. О 50 Вт паяльник можно обжечься, но аварией он не грозит. А вот если сделать горелку на 20 кВт, то лишним будет 1 кВт, это уже оставленные без присмотра утюг или электроплитка. Опасность усугубляется тем, что ее проявление, как и числа Рейнольдса, пороговое – или просто горячо, или вспыхивает, плавится, взрывается. Поэтому чертежи самодельной горелки более чем на 7-8 кВт лучше и не искать.

Арматура

Третий фактор, определяющий безопасность горелки – состав ее арматуры и порядок пользования ею. В общем схема такова:

  1. Горелку ни в коем случае нельзя гасить регулировочным вентилем, подачу топлива прекращают вентилем на баллоне;
  2. Для горелок мощностью до 500-700 Вт и высокотемпературных (с узким инжектором, исключающим переход Re газового потока за критическое значение), питаемых пропаном либо изобутаном от баллона до 5 л при наружной температуре до 30 градусов, допустимо совмещать регулировочный и запорный вентили в одном – штатном на баллоне;
  3. В горелках на мощность более чем 3 кВт (с широким инжектором), или запитанных от баллона более чем на 5 л, вероятность «проскока» Re за 2000 весьма велика. Поэтому в таких горелках между запорным и регулировочным вентилями обязательно нужен и редуктор, поддерживающий в подающем газопроводе давление в определенных пределах.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации