Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Датчики для газовых котлов: виды, принцип работы, характеристики

Как проверить фазорегулятор

Существует один простой метод, как можно проверить, работает фазорегулятор в двигателе или нет. Для этого необходимы лишь два тонких провода длиной около полутора метров. Суть проверки заключается в следующем:

Снять штекер с разъема клапана подачи масла в фазорегулятор и подключить туда подготовленные проводки.
Второй конец одного из проводов нужно подсоединить на одну из клемм аккумулятора (полярность в данном случае неважна).
Второй конец второго провода оставить пока в подвешенном состоянии.
Запустить двигатель на холодную и оставить работать на холостых оборотах

Важно, чтобы масло в движке было остывшим!
Подключить конец второго провода ко второй клемме аккумулятора.
Если двигатель после этого начинает «задыхаться», значит, фазорегулятор работает, в противном случае — нет!. Электромагнитный клапан фазорегулятора необходимо проверять по следующему алгоритму:

Электромагнитный клапан фазорегулятора необходимо проверять по следующему алгоритму:

  • Выбрав на тестере режим измерение сопротивления, замерьте его между выводами клапана. Если ориентироваться на данные руководства Меган 2, то при температуре воздуха +20°С оно должно находиться в пределах 6,7…7,7 Ом.
  • Если сопротивление ниже — значит, имеет место замыкание, если больше — обрыв. В любом случае клапана не ремонтируют, а меняют на новые.

Измерение сопротивления можно выполнить и без демонтажа, однако нужно проверить и механическую составляющую клапана. Для этого понадобится:

  • От источника питания 12 Вольт (АКБ авто) подайте напряжение дополнительными проводками на электрический разъем клапана.
  • Если клапан исправен и чист, то при этом его поршень выдвинется вниз. Если напряжение убрать — шток должен вернуться в исходное положение.
  • Далее нужно проверить зазор в крайних выдвинутых положениях. Он должен быть не более 0,8 мм (можно воспользоваться металлическим щупом для проверки зазоров клапанов). Если он меньше, то клапан нужно прочистить по описанному выше алгоритму.После выполнения чистки электрическую и механическую проверки следует, а затем принимать решение о замене. повторить.

Чтобы «продлить жизнь» фазорегулятору и его электромагнитному клапану рекомендуется чаще менять масло и масляные фильтра. Особенно, если машина эксплуатируется в тяжелых условиях.

Ошибка фазорегулятора

В случае, если на Рено Меган 2 в блоке управления сформировалась ошибка DF080 (цепь изменения характеристики распределительного вала, обрыв цепи), то нужно в первую очередь проверить клапан по приведенному выше алгоритму. Если он работает нормально, то в таком случае необходимо «прозвонить» по цепи провода от фишки клапана до электронного блока управления.

Чаще всего проблемы возникают в двух местах. Первое — в жгуте проводов, которые идут с самого двигателя на блок управления двигателем. Второе — в самом разъеме. Если проводка целая, то смотрите разъем. Со временем пины на них разжимаются. Чтобы их поджать нужно выполнить следующие действия:

  • снять пластиковый держатель с разъема (сдернуть вверх);
  • после этого появится доступ к внутренним контактам;
  • аналогично нужно демонтировать заднюю часть корпуса держателя;
  • после этого поочередно достать через заднюю часть один и второй сигнальный провод (действовать лучше по очереди, чтобы не перепутать распиновку);
  • на освободившейся клемме необходимо при помощи какого-то острого предмета нужно поджать клеммы;
  • собрать все в исходное положение.

Температурные датчики. Классификация

Существует несколько основных типов термопар. Их различают по материалу изготовления. Основными материалами, используемыми для температурных датчиков, являются металлы — благородные и неблагородные. Именно их сочетание и стало основой классификации. Вот наиболее распространенные типы термоэлектрических элементов:

  • Тип К: Хромель и алюмель. Диапазон температур (длительно): от 0°С до +1100°С;
  • Тип J: Железо и константан. Диапазон температур (длительно): от 0°С до +700°С;
  • Тип N: Никросил и нисил. Диапазон температур (длительно): от 0°С до +1100°С;
  • Тип R: Платинородий(13 % Rh) и платина. Диапазон температур (длительно): от 0оС до +1600°С;
  • Тип S: Платинородий (10 % Rh ) и платина. Диапазон температур (длительно): от 0°С до +1600°С;
  • Тип B: Платинородий (30 % Rh) и платинородий (6 % Rh). Диапазон температур (длительно): от +200°С до +1700°С;
  • Тип T: Медь и константан. Диапазон температур (длительно): от -185°С до +300°С;
  • Тип Е: Хромель и константан. Диапазон температур (длительно): от -50°С до +800°С;

Типы термоэлектрических элементов

Безусловно, каждый тип термоэлемента используется в различных целях. Дорогие термопары используются в науке и промышленности, а более простые и дешевые идеальны для бытового использования — в газовых котлах или плитах.

Устройство и принцип действия термопары

Известно, что не каждый материал может постоянно находиться в открытом пламени. Как видно из описания типов термоэлектрических элементов, они изготавливаются из нескольких металлов, способных длительное время выдерживать высокие температуры. Когда термопара выходит из строя, газовый котел потребует немедленного ремонта, так как произойдет затухание горелочного устройства. Почему так происходит? Термопара работает вместе с отсекающим электромагнитным клапаном. При нарушениях в работе температурного датчика клапан закрывается, и подача газа немедленно прекращается.

Основной принцип работы термопары — термоэлектрический результат (или эффект Зеебека). Суть этого физического явления заключается в следующем:

  1. Два металла с разными физическими свойствами образуют замкнутую цепь;
  2. Место, где проводники соединены между собой путем качественной спайки, помещается в открытое пламя;
  3. На холодных концах спая возникнет напряжение — разница потенциалов.
  4. Если к ним подключить измерительное приспособление, цепь замкнется и появится электрический ток, напряжения которого будет достаточно для возникновения в катушке электромагнитного клапана индукции, которая пустит газ к запальнику.

Конструкция и принцип действия термопары

В тех случаях, когда вы не можете зажечь газовый котел, запальник тухнет, как только вы отпускаете кнопку подачи газа — можете быть уверены, что термопара вышла из строя.

Для газовых котлов чаще всего используют универсальные термоэлектрические элементы типа К (хромель-алюмель), типа Е (хромель и константан) и типа J (железо и константан). Проводники в защитной оболочке, приварены к холодным концам металлов, а спай закрепляют зажимной гайкой в соответствующее место автоматики котла.

Остальные разновидности термопар в газовых котлах и установках не используются в силу того, что из-за использования дорогостоящих сплавов возрастает цена. А для газовых котлов достаточно хороши свойства простейших сплавов.

Чтобы проверить, как работает термопара, нужно подключить один ее конец к измерительному прибору — мультиметру, а другой нагреть при помощи обычного огня. Если устройство исправно, напряжение будет около 50мВ.

Принцип действия термопары достаточно прост, однако в процессе производства каждый вид термопары проходит калибровку, или, другими словами, корректировку относительно 0оС. Чем точнее измерительный прибор, которым проводят калибровку, тем точнее будет термопара. Кроме этого, добросовестный производитель не позволит себе сделать некачественную пайку металлов термопары. Поэтому старайтесь выбирать изделие проверенного бренда, покупая термодатчик для своего газового котла.

Также стоит учесть, что точка измерения не должна находиться далеко от измерительного прибора, в противном случае вам понадобится расширение проводов промежуточного соединения, а это достаточно дорого.

Как ремонтировать кодовые неисправности котла?

Ошибка перегрева котла

Неисправность газового котла в виде перегрева может возникать из-за отсутствия циркуляции. В этом случае, нужно проверить насос и фильтр. Возможно сломался и термостат перегрева.

Низкое давление в системе

Если давление не поднимается при разогреве котла, то может быть просто нарушена герметичность системы и нужно подтянуть соединения, после чего немного добавить давления. Если данная проблема возникла практически сразу после установки котла, значит нужно просто удалить воздух через автоматический воздухоотводчик и добавить немного воды.

Отсутствует тяга газового котла

Если котел с открытой камерой сгорания, достаточно посмотреть не забилась ли она чем-нибудь. Если же камера сгорания закрытая, то с наружной трубы капает конденсат, попадая во внутреннюю и замерзая, в зимнее время года, превращается в сосульку, перекрывая доступ воздуха в котел. Для устранения этой проблемы необходимо полить образовавшуюся сосульку горячей водой. Так же может попасть в дымоход другой посторонний предмет

Котел при зажигании не разжигает пламя

Это указывает на неисправность газового клапана в котле. Чтобы убедиться в этом, можно отвернуть шланг и посмотреть подается ли газ. Если газ есть, то следует вызвать специалиста, который заменит данный клапан.

Котел разжигается, но пламя сразу гаснет

В этом случае панель может показать неисправность газового котла в виде отсутствия тока ионизации. Нужно это проверить, включив заново котел, перевернув вилку, поменяв тем самым фазы. Если ничего не изменилось, то возможно нарушена работа тока ионизации, из-за каких-либо электро работ в доме. Если же котел периодически тушит пламя, то это связано со скачками напряжения и нужен стабилизатор.

Панелью выдаются некорректные ошибки

Иногда могут возникать ошибки электронной платы. Происходит это от плохого электричества и некачественного электропитания. От этого, на платах возникают некие паразитные заряды, из-за которых и наблюдаются такие ошибки. Для устранения этого, нужно отключить котел от сети и дать ему постоять около 30 минут. Конденсаторы за это время разрядятся и эти ненужные заряды исчезнут. После этого котел должен работать хорошо.

В целом на этом все. Если материал был полезен, не забудьте поделится им, нажав по кнопкам социальных сетей ниже этого текста.

Так же узнайте, как правильно выбрать газовый котел, чтобы не было проблем в дальнейшем: 

Читайте так же:

Типы электромагнитных клапанов

В первую очередь электромагнитные клапаны делятся на две группы по типу рабочей среды:

– Воздух — пневматические клапаны; – Жидкости — клапаны для топливной системы и различных по назначению гидравлических систем.

По количеству потоков рабочей среды и особенностям работы клапаны делятся на два типа:

– Двухходовые — имеют только два патрубка. – Трехходовые — имеют три патрубка.

В двухходовых клапанах предусмотрено два патрубка — впускной и выпускной, между ними рабочая среда протекает только в одном направлении. Между патрубками находится клапан, который может открывать или перекрывать поток рабочей среды, обеспечивая ее подачу к агрегатам.

В трехходовых клапанах предусмотрено три патрубка, которые могут соединяться друг с другом в различных комбинациях. Например, в пневматических системах часто используются клапаны с одним впускным и двумя выпускными патрубками, и при различных положениях управляющего элемента сжатый воздух от впускного патрубка может подаваться на один из выпускных патрубков. С другой стороны, в клапанах ЭПХХ (экономайзера принудительного холостого хода) присутствует один выпускной и два впускных патрубка, которые обеспечивают подачу нормального атмосферного и пониженного давления на систему холостого хода карбюратора.

Двухходовые клапаны делятся на два типа по положению управляющего элемента при обесточивании электромагнита:

– Нормально открытые (НО) — клапан открыт; – Нормально закрытые (НЗ) — клапан закрыт.

По типу привода и управления клапаны делятся на два типа:

– Клапаны прямого действия — управление потоком рабочей среды осуществляется только силой, развиваемой электромагнитом; – Пилотные электромагнитные клапаны — управление потоком рабочей среды осуществляется частично за счет использования давления самой этой среды.

В автомобилях и тракторах чаще всего применяются более простые по конструкции клапаны прямого действия.

Также клапаны отличаются рабочими характеристиками (напряжением питания 12 или 24 В, условный проход и другие) и конструктивными особенностями. Отдельно стоит упомянуть о клапанах, которые могут собираться в блоки по 2-4 штуки — они благодаря определенному положению патрубков и крепежных элементов (проушин) могут объединяться в единую конструкцию с большим числом впускных и выпускных патрубков.

Стоит ли браться самому за ремонт

У типичного газового котла все элементы конструкции условно объединены в три группы:

  • горелка;
  • блоки, которые отвечают за безопасность;
  • узел теплообмена, оснащенный вентилятором, циркуляционным насосом, и многими другими элементами.

Во время ремонта основной риск безопасности возникает из-за возможной утечки газа. Причиной этому может быть неправильный ремонт, демонтаж или монтаж оборудования с функциями подачи топлива.

Из-за этого лучше, чтобы эти конструктивные части ремонтировал специалист. Кроме того, не допускается самостоятельное устранение неисправностей в электронном оборудовании газового котла. Автоматическая система достаточно специфическая, и если не обладать соответствующей квалификацией, корректно восстановить такого вида оборудование на практике является невозможным.

И все же, если у вас не хватает опыта, обслуживание котлов отопления и ремонт газовых колонок лучше поручить профессионалам.

Что можно отремонтировать своими руками

Все остальные элементы можно отремонтировать самостоятельно, например:

  1. Промывка теплообменника производится вручную (для этого осуществляется демонтаж блока, после чего его нужно правильно поставить на место). Можно выполнить эти работы и без демонтажа – с помощью насосов.
  2. Очистка дымохода понадобится в тех случаях, когда возникает проблема с тягой (производится механическое или химическое удаление засорений).
  3. Ремонт вентилятора наддува путем смазывания его подшипников техническим маслом.

По сути, отремонтировать газовый котел самостоятельно можно только в тех случаях, если речь идет о механических повреждениях или засорениях, которые легко определить визуально (или по запаху).

Остальные поломки считаются более серьезными, поэтому их устраняют с помощью специалиста, а не своими руками.

Принцип работы

Принцип работы электромагнитного клапана для воды пилотного (непрямого) действия можно понять по приложенным схемам устройства. Независимо от типа применяемой модели электрического клапана (нормально закрытая, нормально открытая или с бистабильным управлением), эта работа электрически управляемого клапана будет выглядеть примерно в следующем порядке:

  1. Электромагнитный клапан первоначально закрыт и на катушку еще не поступал электросигнал. Вода заперта во входной части клапана штоком с прокладкой;
  2. При поступлении электросигнала на катушку, в соленоиде возникае.т электромагнитная сила, которая втягивает шток (плунжер) во внутрь катушки, тем самым создавая пространство между штоком и пространством над мембраной. Давление под мембраной пересиливает давление сверху и открывается проход для перелива жидкости через тело клапана.

При открытом кране этот же процесс протекает в обратном порядке – плунжер выталкивается из тела соленоида и открывает доступ давления воды над мембраной и совместно с усилием пружины закрывает проход воды через тело клапана.


Самая простая схема работы электромагнитного клапана прямого действия:

  1. При подачи сигнала (электроцепь замкнута) на соленоид, шток втягивается во внутрь катушки и открывает проход жидкости из-за разницы давления от входной части на выход из клапана;
  2. при прекращении подачи сигнала на катушку соленоида (электроцепь разомкнута) пружина возвращает шток на свое место и седло клапана перекрывает проток жидкости через тело клапана.

Электромагнитный клапан может быть выполнен в разных видах конструкций:

  • соленоидный клапан седельчатого вида;
  • клапан с использованием мембранного плавающего усилителя;
  • клапан с использованием мембранного усилителя с принудительным подъемом;
  • электроклапан поршневого вида;
  • клапан шиберного вид;а
  • клапаны шарнирные;
  • клапаны рычажные;
  • соленоидные клапаны тарельчатого вида;
  • клапаны золотниковые.

По виду подаваемого тока на индукционные катушки соленоидные клапаны могут быть разделены на:

  • установки с постоянным током в сети, что характерно для изделий, где нет больших давлений и нет надобности в создании большой силы электромагнитного излучения;
  • изделия для сетей с большими давлениями используют переменный сетевой ток для создания электромагнитного поля большой величины действия на шток или мембрану, чтобы преодолеть большие нагрузки сопротивления водной или газовой среды.

Также, электромагнитные клапаны подразделяются по рабочему положению штока на:

  1. Нормально закрытые;
  2. Нормально открытые;
  3. Бистабильные – с переключением положения штока в зависимости от поступающего сигнала электроимпульса.

Нормально закрытые

Электромагнитный нормально закрытый клапан для воды имеет при обесточенной катушке закрытый штоком клапан, перекрывающий поток жидкости. При подаче электросигнала на катушку соленоида, шток с клапаном открывают этот проход.

Нормально открытые

Соленоидные клапаны для воды нормально открытые как, например, UNIPUMP серии BOX при обесточенной катушке селеноида находятся в открытом положении и жидкость имеет свободный проток по телу клапана. При подаче электросигнала, клапан со штоком перекрывают этот проход и поток жидкости останавливается.

Возможные неисправности и поломки

Как и любой элемент системы, газовый клапан ГБО подвержен поломкам, а поскольку, как мы выяснили выше, этот элемент системы выполняет запорную функцию, без его исправной работы, автомобиль, скорее всего, на газ не переключится. И хотя стоимость этого узла системы не велика, не всегда есть возможность приобрести новый клапан ГБО, поэтому, чтобы отремонтировать поломанный нужно иметь представление о наиболее часто встречающихся поломок этого элемента.

Загрязнение механизма

Электромагнитный клапан ГБО работает в подкапотном пространстве, это значит он подвергается воздействию пыли, грязи, ржавчины, окалинам и прочего мусора, который может попасть во внутрь устройства не давая тем самым открыться клапану. В этом случае поможет разборка и простая чистка устройства от посторонних предметов.

Засорение фильтра

Большинство клапанов, которые устанавливаются перед редуктором имеют фильтр грубой очистки, который хоть и не имеет отношения непосредственно к поломке клапана, но может провоцировать нестабильную работы всей системы ГБО или вовсе не давать возможности переключиться на газ. В этом случае фильтр следует заменить. Делать это рекомендуется не реже чем 2 раза в год или каждый 10 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

Поломка катушки

Неисправность электромагнитной катушки можно отпределить измерив сопротивление катушки мультиметром. В этом случае клапан работать не будет, а автомобиль не будет переключаться на газ. Катушку можно заменить на аналогичную, подобрав новую по подходящим параметрам.

Окисление контактов клапана или обрыв провода

Еще одной довольно распространенной поломкой являются окисление контактов. Особенно часто эта неисправность проявляется с началом сезона дождей. В этом случае следует проверить исправность проводки и аккуратно зачистить все контакты, чтобы убрать их окисление. Также довольно часто встерчается обрыв проводки, которая подает +12v на катушку клапана ГБО. Проверить обрыв провода можно с помощью тестера или автомобильной лампы.

Возможные неисправности настенных газовых котлов

Котельное оборудование выходит из строя в результате поломок основных узлов и элементов.

Неисправности делятся на группы:

  • повреждение механических частей;
  • проблемы с электрическими узлами;
  • поломка электронных компонентов;
  • нарушение герметичности соединений трубопроводов и шлангов;
  • сбой настроек котельной.

Важно! Люди, не являющиеся специалистами по ремонту такого оборудования, могут заниматься только элементарным ремонтом и обслуживанием котлов, в остальных случаях — вызывается мастер. В соответствии с правилами, при появлении запаха газа, следует закрутить входной вентиль и вызвать специалистов газовой службы. Дело в том, что протяжку резьбовых соединений следует производить специальными гаечными ключами из бронзовых сплавов, которые исключают искрообразование

Дело в том, что протяжку резьбовых соединений следует производить специальными гаечными ключами из бронзовых сплавов, которые исключают искрообразование

В соответствии с правилами, при появлении запаха газа, следует закрутить входной вентиль и вызвать специалистов газовой службы. Дело в том, что протяжку резьбовых соединений следует производить специальными гаечными ключами из бронзовых сплавов, которые исключают искрообразование.

Места утечек газа определяются при нанесении мыльной пены на соединения трубопроводов. Надувание пузырей говорит о том, что герметичность нарушена, значит, часть газа не доходит до горелки.

Важно! Ремонт электрики газового котла допускается проводить самостоятельно, если имеется опыт подобных работ, в противном случае результат может привести к печальным последствиям. Для ремонта необходимы навыки использования электрического тестера, знание технологии пайки, понимание схемы оборудования. Для ремонта необходимы навыки использования электрического тестера, знание технологии пайки, понимание схемы оборудования

Для ремонта необходимы навыки использования электрического тестера, знание технологии пайки, понимание схемы оборудования.

Отказ механических элементов устраняется либо полной их заменой, либо починкой неисправностей, если есть такая возможность. Во многих случаях владелец может провести работы самостоятельно.

Чистка трубопроводов несложная процедура, поэтому вызов мастера не обязателен, но стоит учитывать, что в результате неаккуратных действий можно повредить конструкцию.

Если нарушение работы произошло в результате сброса параметров платы, отвечающей за управление функционированием котла, следует восстановить их. Постоянные сбои могут свидетельствовать о неисправности электронных плат.

Односедельный клапан

Двухседельный сильфонный регулирующий клапан для сред с температурой до — 225 С.

Односедельный клапан, предназначенный для регулирования потоков сред с большой вязкостью или сред, содержащих твердые частицы ( рис. IX.6), состоит из регулирующего органа и мембранного пружинного исполнительного механизма, укомплектованного пневматическим позиционером. Клапан также может быть укомплектован боковым или верхним дублером для ручного управления.

Односедельный регулирующий клапан повышенной точности для агрессивных сред.

Односедельные клапаны могут быть запорно-регулирующими. Они имеют на затворе уплотняющее фторопластовое кольцо, поэтому их можно применять для регулирования потоков сред с температурой до 120 С.

Односедельные клапаны, регулирующие и запорнорегулиру-ющие, сальниковые и сильфонные, проходные и угловые, на температуру 225, 450 и — 225 С, с обогревом, на условное давление 16, 40 и 64 вгс / с-и 2, диаметры условного прохода от 25 до 200 мм.

Схемы клапанов. а односедельный. б двухседельный.

Односедельные клапаны имеют существенное преимущество перед двухседельными в отношении простоты изготовления. Однако в случае, если перепад давлений в регулирующем клапане велик, а проходное сечение его также велико, для перемещения клапана необходимо затрачивать большие усилия. В этом случае предпочтительно использование двухседельных клапанов, которые могут быть выполнены практически уравновешенными и, кроме того, обладают при равных условиях большим коэффициентом усиления, так как одному и тому же приращению хода клапана будет соответствовать приблизительно двойное, по сравнению с односедельным, приращение площади проходного сечения. На рис. 161 показано уплотнение выхода штока клапана с помощью силь-фона. Это уплотнение для регулирующих органов является наиболее благоприятным, так как силь-фоны практически не создают нечувствительности, в то время как в обычных сальниковых уплотнениях, особенно при неправильной сборке, возникают относительно большие силы трения. А это, естественно, приводит к большой нечувствительности регулирующего органа.

Односедельные клапаны с исполнительными механизмами различного типа нашли большое применение в процессах химической технологии, так как позволяют работать в широких диапазонах изменения давления и температуры среды, а также конструировать такие дроссельные пары, которые обеспечивают возможность иметь практически любые гидравлические характеристики. Изменяя материал, из которого изготавливаются элементы РО, удается обеспечить надежную работу с агрессивными и токсичными средами.

Односедельный клапан; корпус угловой с фланцевыми соединениями.

Односедельные клапаны испытывают выталкивающее усилие от перепада давления среды, действующего на золотник ( плунжер), что заставляет увеличивать мощность исполнительного механизма. Двухседельный клапан уравновешен, так как усилия от давления среды на верхний и нижний золотники взаимно уравновешиваются. Двухседельный клапан ( рис. 7 — 12, а) состоит из корпуса 1 с впрессованными в него седлами 2, проходное сечение которых перекрывается золотниками 3, расположенными на одном штоке.

Односедельные клапаны с коническими золотниками для обеспечения герметичного закрытия требуют индивидуальной притирки к своим седлам, поверхности которых при запыленных потоках с течением времени истираются, и клапан перестает быть герметичным.

Односедельные клапаны подразделяются на регулирующие и запорно-регули-рующие. Каждая из этих групп в свою очередь делится на клапаны с силырон-ным и сальниковым уплотнениями штока. Кроме того, Односедельные клапаны бывают проходными и угловыми.

Двухседельный сильфонный регулирующий клапан для сред с температурой до — 225 С.

Односедельные клапаны подразделяются иа регулирующие и запорно-регули-рующие. Каждая из этих групп в свою очередь делится на клапаны с сильфон-ным и сальниковым уплотнениями штока. Кроме того, Односедельные клапаны бывают проходными и угловыми.

Односедельные клапаны могут иметь линейную или равнопроцентную пропускную характеристику. Односедельные клапаны применяют также при малых условных проходах трубопровода.

Устройство, принцип работы и основные типы

Термопара это классический термоэлектрический преобразователь, который используется для измерения температуры, в различных областях промышленности, науки, медицины, а также в автоматических системах управления и контроля газовых котлов, плит и колонок.

Устроена она очень просто и легко может быть изготовлена самостоятельно. Два проводника из различных материалов соединяются в кольцо. Одно из мест соединения помещается в зону измерения, а второе подключаются к измерительному прибору или преобразовательному устройству.

Фото 1: Термопара для устройства газового контроля

Принцип действия термопары основан на термоэлектрическом эффекте или как его еще называют эффекте Зеебека. Оно заключается в том, что на стыке двух соединенных в кольцо проводников из разных металлов появляется напряжение. Если температура мест спайки одинакова — разность потенциалов нулевая. Но стоит один из спаев поместить в область с более высокой или более низкой температурой, появляется напряжение отличное от нуля и пропорциональное разнице температур. Коэффициент пропорциональности различен для разных металлов и называется коэффициентом термо-ЭДС.

Фото 2: Конструкция и принцип действия термопары

Основные материалы для изготовления термопар – благородные и неблагородные металлы. Большинство сплавов из них имеют довольно экзотические названия, которые очень популярны у составителей различных кроссвордов и сканвордов. В зависимости от того какие пары металлов используются при изготовлении, термопары делятся на несколько типов. Ниже приведена таблица с их основными видами, обозначениями и характеристиками:

Тип термопарыСплавРоссийская маркировкаДиапазон температур, °C
Kхромель-алюмельТХА-200 — 1300
Jжелезо-константанТЖК-100 — 1200
Nнихросил-нисилТНН-200 — 1300
Rплатинородий-платинаТПП130 — 1700
Sплатинородий-платинаТПП100 — 1700
Bплатинородий-платинородийТПР100 — 1800
Tмедь-константанТМКн-200 — 400
Eхромель-константанТХКн0 — 600
Uмедь-медьникель-200 — 500
Lхромель-копельТХК-200 — 850

В системах автоматики газовых колонок, плит и котлов обычно используются термопары ТХА из хромель-алюмеля (тип K), ТХК из хромель-копеля (тип L), ТЖК из железа и константана (тип J). Датчики выполненные из сплава благородных металлов предназначены для высоких температур и в основном находят применение в литейном производстве и другой тяжелой промышленности.

Фото 3: Газовая горелка «Сахалин» для отопительных котлов и печей

Некоторые модели работающие на твердом топливе, например такие как твердотопливный котел отопления «Lemax» Forward могут комплектоваться газовыми горелками, в которых для защиты от утечек газа применяются термопары.

Общие сведения

Электромагнитный соленоидный водяной или газовый клапан – это электромеханическое устройство, предназначенное для контроля потока жидкости или газа в приборах мощностью до v308 (EV220B, Tecofi, Castel, ESM, EVR, GBP, GBV, NBR, PARKER, SCE, SYDZ, АКПП, КСВМ, ЗСК, ИСП, Burkert, КСП). Данный клапан управляется с помощью электрического тока, который пропускает катушка. При подаче тока, создается магнитное поле и заставляет двигаться поршень внутри катушки. В зависимости от конструкции, поршень откроется при подаче электричества, либо закроется пропускной кран. Когда ток перестанет поступать катушке клапана, он вернется к своему обычному состоянию.


Фото — Соленоидный клапан danfoss

Механизмы бывают:

  • прямого и непрямого типа действия;
  • вакуумный, гидравлический, пневматический клапан;
  • 2-, 3-, много-ходовой.

Электрические клапаны прямого действия открывают и закрывают отверстие внутри клапана. В опытно-управляемых клапанах (их еще называют запорный прибор), поршень, открывает и закрывает отверстие. В клапанах высокого давления (к примеру, фланцевый клапан) используются поршни и специальные уплотнители, которые контролируют состояние отверстия.

Видео: соленоидные клапаны Danfoss

Устройство клапана газовой аппаратуры

В типовом варианте электромагнитный клапан ГБО состоит из:

  • сердечника, оснащённого прокладкой;
  • пружины возврата клапана в обратное положение;
  • непосредственно клапана, также имеющего прокладку;
  • медной катушки;
  • источника магнитного поля;
  • прокладок и уплотнителей;
  • фильтрующего элемента;
  • корпуса.

Более детально конструкция газового клапана рассмотрена на представленном ниже изображении. Отметим, что в зависимости от фирмы-производителя узла ГБО его устройство и конструкция могут слегка отличаться от рассмотренных в сегодняшней статье, но незначительно. Так, к примеру, некоторые мультиклапаны дополнительно оснащаются скоростным клапаном, который необходим для организации питания мотора при обрыве основной топливной сети.

В шаблонном варианте газовый клапан располагается перед редуктором-распылителем, зачастую прям в его корпусе. По сути, подобный элемент ГБО является прообразом клапанов бензина, используемых в карбюраторных и инжекторных системах. Конечно, газовое оборудование – в корне иной способ подпитки мотора, но всё-таки некоторые сходства с бензиновыми типами питания найти можно. Например, клапана обеих систем обеспечения являются переключателями режимов работы мотора. То есть, если посредством переключения специального тумблера автомобилист включает газовое оборудование в качестве основного питания мотора, то бензиновая система отключается специальным клапаном, и наоборот.

Выводы и полезное видео по теме

Видеоролик ниже демонстрирует процесс тестирования термопары, установленной на одной из моделей газовых котлов.

Видеоматериал подробно разъясняет – как снимать, проверять, менять значимый компонент газовой колонки, без которого оборудование фактически остаётся работоспособным только в режиме без контроля, что крайне опасно для конечного пользователя:

Замена сенсора своими руками возможна. Однако для этого домашний мастер должен обладать слесарными навыками, уметь пользоваться измерительными приборами:

Благодаря термопаре автоматизируется процесс зажигания и нагрева, увеличивается степень безопасности эксплуатации газовой колонки и котла. Рассмотренный материал позволяет не только оценить в полной мере технологическую значимость устройства термопары в конструкции газоиспользующего оборудования и разобраться в конструкционных тонкостях домашних котлов, но и, при необходимости, выполнить ремонта техники своими руками

При этом важно помнить о правилах безопасности, и, если есть сомнения в собственных силах, лучше обратиться к специалистам

Источники

  • https://EvoSnab.ru/instrument/test/kak-proverit-termoparu-multimetrom
  • https://teplo.guru/kotly/termopara.html
  • https://cotlix.com/termopara-dlya-gazovyx-kotlov
  • https://otivent.com/termopara-dlja-avtomatiki-gazovogo-kotla
  • https://teplofan.ru/sistemy-otopleniya/komplektuyushhie/termopara
  • https://YDoma.info/remont-svoimi-rukami/remont-gazovyh-priborov/remont-gazovoy-kolonki-termopara.html
  • https://sovet-ingenera.com/otoplenie/vodonagrevatel/termopara-dlya-gazovoy-kolonki.html
  • https://pechiexpert.ru/termopara-dlya-gazovogo-kotla-01/
  • https://GradusPlus.com/kotly/gazovye/termopara/
  • https://90zavod.ru/raznoe/proverka-termopary-multimetrom-oblast-primeneniya-princip-dejstviya-samostoyatelnoe-izgotovlenie-datchika-temperatury.html
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации