Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Шибер для вентиляции: назначение, классификация и конструкция

Задвижка шиберная МЕТАРОССА серии KG-QW PN10 из коррозионностойких сталей со сплошным сквозным ножом с маховиком DN 50÷2000

  • Изготовление и поставка: по ТУ 3700-001-62724990-2010
  • Номинальные диаметры: DN50 ÷ DN2000
  • Номинальное давление: 1.0 МПа (10 атм.)
  • Присоединение шиберной задвижки: межфланцевое (стяжное). Присоединительные фланцы трубопровода стальные приварные по ГОСТ 12820-80 или 12821-80 (ГОСТ Р 54432-2011). Присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей фланцев трубопровода по ГОСТ 12815 (ГОСТ Р 54432-2011).
  • Рабочая температура задвижки шиберной: -60 °С ÷ +600 °С (зависит от применяемого материала и химического состава среды)
  • Область применения: пульпа, сточные воды, шлам, шлак и т.д.
  • Герметичность по классам А, В, С по ГОСТ 9544-2005 (ГОСТ Р 54808-2011) по направлению рабочей среды -односторонняя (по заказу — двусторонняя). Каждая Задвижка шиберная (затвор) МЕТАРОССА серии KG проходит проверку на протечки.
Обозначение Исполнение
3
3
3
3

Шибер на трубу: для чего он нужен

Сегодня красивый камин, как и современная эксклюзивная печь в доме уже не есть предметом роскоши. Имея желание, ее можно изготовить самостоятельно. Однако, без определенных знаний можно смастерить устройство, которое в лучшем случае просто не будет функционировать, а в худшем приведет к пожару.

Это устройство дает возможность контролировать. А также регулировать тягу, идущую в системе отвода дыма. Шибер, в переводе с немецкого означает элемент, который выполнен из определенного металла.

Основные функции шиберной задвижки:

  • Является основным тяги в дымоходе;
  • Регулирует уровень горения топлива;
  • Дает возможность уменьшать или увеличивать уровень пламени в топке;
  • Частично или полностью перекрывает сечение дымоходного канала;
  • Используется в системах вентиляции.

Задвижку можно устанавливать и в системах котлов одностенных, так и в двустенных агрегатах. Если камин или печь не эксплуатируются, шиберная задвижка должна в этот период быть в закрытом положении. Данный элемент, как правило, устанавливают на начальном участке дымохода, именно там, где участок его остается не утепленным. Следует знать, что на участок, с правильно утепленной дымоходной трубой, шиберную задвижку устанавливать не рекомендуется. Особенно там, где есть двухконтурные трубы. Дело в том, что при расширении металла на внешней и внутренней трубах, шиберную заслонку в обечайке скорее всего заклинит.

Материал корпуса и виды привода

Чаще всего запорная арматура такого типа изготовлена из стали, в том числе и нержавеющей, или из чугуна.

Если предполагается эксплуатация в условиях отрицательных температур, лучше выбрать стальное изделие. Кроме того, чугун плохо переносит ударные нагрузки, разбить корпус такой задвижки можно простым ударом.

Как и другая запорная арматура, шиберные устройства могут приводиться в действие различными способами:

  • Ручной привод, при помощи штурвала или рычага
  • Пневматический (например, задвижка AVK шиберная)
  • Гидравлический
  • Электрический

На трубопроводы такая запорная арматура может монтироваться различными способами, так на магистралях для перекачки нефти, стоков, шлама чаще всего устанавливается задвижка шиберная фланцевая. Такая модель отличается простотой установки и демонтажа благодаря болтовым разъемным соединениям.

Особенности конструкции различных типов  задвижек

Все шиберные задвижки можно разделить по конструкции рабочего запорного элемента и направлению действия. В зависимости от требований к герметизации при прерывании потока, могут устанавливаться задвижки с одним или двумя шиберами (ножами).

  • Одноножевая шиберная задвижка отличается большей жесткостью, она может применяться в трубопроводах, работающих под большим давлением. Ее конструкция достаточно проста. Перемещение шибера обеспечивается вращением шибера (штока), кстати, так же как и у клиновых задвижек, шток может быть выдвижным и невыдвижным, например шиберная задвижка tecofi. Кинетическая пара шток-ходовая гайка обычно вынесена за пределы корпуса задвижки, это обеспечивает большую герметичность устройства и предотвращает контакт уплотнительных сальников с рабочей средой.
  • Двуножевые задвижки обеспечивает более надежную герметизацию трубопровода, стоимость такого устройства значительно выше, поэтому применяются они в редких случаях, так как многие шиберные задвижки обеспечивают не меньшую надежность перекрытия. Нередко задвижка шиберная с электроприводом применяется в автоматизированных системах управления на нефтяных магистральных трубопроводах.

По направлению действия шиберные задвижки делятся на одно- и двухсторонние

  • Односторонние задвижки могут применяться на трубопроводах для транспортировки большинства жидкостей, в том числе и агрессивных, взвешенных смесей, некоторых видов сыпучих материалов. Устанавливается такая задвижка для канализации, водопровода, на других бытовых коммуникациях.
  • Двухсторонние задвижки применяются на магистралях, по которым транспортируется такая среда, изменение направления движения которой может привести к недостаточно полному перекрытию сечения стандартными задвижками. Такие устройства можно увидеть на предприятиях химической и пищевой промышленности.

Преимущества шиберных задвижек

Помимо того, что шиберные задвижки обеспечивает надежное прерывание потока, они обладают еще целым рядом преимуществ:

  • Высокая скорость управления потоком, в отличие от клиновых задвижек они перекрывают сечение трубопровода быстрее.
  • Способность ножа прорезать поток любой консистенции.
  • Высокая ремонтопригодность — легко поддаются восстановлению.
  • Габаритные размеры шиберных изделий меньше чем у других типов запорной арматуры.
  • Устройства такого типа могут применяться на магистралях, на которых установка другой арматуры невозможна, например, шиберная задвижка для вентиляции.

Общие принципы работы

Существует множество конструктивных типов запорных устройств, обеспечивающих плавное перекрытие потока. Что касается задвижек, то их принцип работы на трубопроводе основан на перпендикулярном перемещении запирающего или регулирующего органа относительно оси потока содержимого в системе вещества.

Конструктивно задвижка представляет собой цельный литой или сварной корпус, который удерживает во внутренней полости определённую часть рабочей среды.

Для присоединения к процессу он оснащается входным и выходным патрубками с концами под монтаж фланцев, муфт, для цапковых или штуцерных соединений, а также под приварку.

Корпусные детали изготавливаются из чугуна, разных марок стали или цветных металлов, покрываются для защиты от коррозии со всех сторон эпоксидным покрытием.

Внимание! Чугунные устройства 31ч6бр могут использоваться как для запирания, так и для регулирования расхода, движущегося на достаточно большой скорости потока среды, стальные изделия имеют запирающий орган, который может находиться только в крайних положениях «закрыто» — «открыто», применяются для отсекания потока. Подвижная часть затвора в зависимости от модификации задвижки различается по форме

В основном запорный орган имеет вид:

  • клина;
  • прямоугольной пластины (шибера);
  • диска (одного или двух).

В момент перекрытия прохода усиливается давление среды, воздействующее с одной стороны на затворный узел с довольно значительной силой, которая затем передаётся на уплотнительные плоскости сёдел и затвора.

Чтобы снизить негативное влияние этого воздействия для передачи крутящего момента от привода или маховика к запорному органу используется вращающийся вал (шпиндель), который ввинчивается одним концом в ходовую гайку, закреплённую вверху запирающего органа, а другим жёстко соединяется с маховиком.

Наличие такой системы, функционирующей по принципу работы соединений «винт» — «гайка», обеспечивает передачу большего усилия и герметичность перекрытия потока рабочей среды, а также препятствует самопроизвольному перемещению затвора в момент отключения привода.

Для герметизации отверстия в месте выдвижения шпинделя из корпуса во внешнюю среду используется специальный уплотнитель, работающий по принципу сальника или сильфона.

Для управления устройствами небольшого диаметра до ДУ 200 мм используют маховик, в изделиях с большими условными проходами шпинделю нужно сделать очень много поворотов прежде, чем произойдёт подъём и опускание затвора.

Вручную это сделать трудно, поэтому для таких изделий применяются редукторные приводы или гидроприводы. При необходимости в дистанционном управлении задвижки оснащаются электроприводами.

Допустимая величина пропуска среды при закрытом затворе должна соответствовать нормам, установленным ГОСТом 9544-75.

Типы привода

В зависимости от размеров и назначения трубопровода, на который устанавливается шиберная задвижка, требуется различное усилие для изменения положения регулирующего элемента – чем больше пропускная способность труб и чем выше плотность рабочей среды, тем сложнее открыть и закрыть заслонку.

Поэтому для регулировки используются различные варианты управления механизмом:

  • Ручным способом – при помощи рукояти, винта или рычага – управляется арматура с небольшим внутренним диаметром, устанавливаемая на трубопроводы, транспортирующие жидкие и газообразные рабочие среды небольшой плотности без жестких частиц.
  • Электрический привод позволяет точно регулировать пропускную способность узла без приложения физической силы. Электроприводные шиберные задвижки можно использовать на крупных трубопроводах и для регулировки потоков вязких и сыпучих рабочих сред. Единственный недостаток такого механизма – его энергозависимость.
  • Пневмопривод приводит шток и запорный механизм в движение при помощи турбины со сжатым газом, работа которой напоминает работу обычного насоса. Сильной стороной пневматического управления является то, что весь управляющий механизм от штока до пневмотурбины размещается вне корпуса задвижки и не контактирует с рабочей средой, что увеличивает срок службы устройства.

Арматура с пневматическим приводом – самая сложная и дорогая. Ее устанавливают на трубопроводы, требующие удаленной регулировки, однако конструкция управляющего механизма такова, что в случае необходимости возможна ручная регулировка, которая благодаря пневматической турбине, не требует большой физической силы.

Что такое шибер в вентиляции

Круглый шибер вентиляции

Шибер (Schieber) в переводе с немецкого языка означает «задвижка, заслонка, клапан», что собственно и говорит о том, как его применяют. Приспособление устанавливают в вентиляционных системах для улучшения их работы путем регулировки воздушных потоков. Оно имеет еще одно название – дроссель-клапан (Drossel), которое так же отражает суть его применения. В переводе с немецкого означает «сужающее устройство».

Тот, кто видел в селе настоящую «русскую» печь, может себе представить чугунную заслонку, применяемую для регулировки и улучшения тяги в дымоходной трубе. При растапливании печи заслонку выдвигают (открывают), когда жар в печи достигает требуемых параметров – ее задвигают (не полностью), чтобы тепло не уходило наружу. Так, и шибер выполняет функцию регулятора тяги.

Естественно, что современные заслонки и для дымоходов, и для вентиляционной системы имеют разные конфигурации и изготовляют их не только из чугуна. В зависимости от того, где будет устанавливаться заслонка, они делятся:

  • по форме: круглые, прямоугольные;
  • по конструктивному исполнению: выдвижные, поворотные;
  • по способу установки: в раструб без дополнительной фиксации, с помощью фланцев;
  • по типу управления: ручное, электрическое, гидравлическое;
  • по материалу изготовления: сталь нержавеющая, хромированная, легированная.

Итак, шибер для вентиляции представляет собой металлическую задвижку толщиной 1 мм, которая движется по направляющим, регулируя поток воздушных масс.

Изготовление своими руками

Вариант 1. Изготовление поворотного шибера из нержавейки

Мы предлагаем подробную инструкцию изготовления заслонки уже при готовом печном отоплении, когда конструкция выполнена, но механизм шибера был не предусмотрен.

Для изготовления и установки шибера своими руками вам понадобятся следующие материалы:

  • болгарка, отрезной и шлифовальный абразивный круг;
  • дрель;
  • метчик;
  • масло для смазки метчика при нарезке резьбы;
  • молоток;
  • тиски;
  • плоскогубцы;
  • сварка;
  • керн;
  • электроды для нержавеющей стали;
  • циркуль;
  • рулетка;
  • маркер перманентный.

Из материалов следует сразу подготовить:

  • лист нержавеющей стали толщиной 1.5 -2 мм.
  • трубку нержавейку с внутренним диаметром 6 мм;
  • 2 болта 8мм,
  • гвоздь (или металлический прут).

Когда все инструменты и материалы подготовлены, можно приступать к выполнению работ.

  1. Измерьте внутренний диаметр трубы и отметьте его на листе нержавеющей стали с помощью циркуля.

    шаг 1

  2. Теперь с помощью болгарки вырежьте круг по выполненной разметке.

    Шаг 2

  3. Примеряем вырезанную заслонку, при необходимости дорабатываем шлифовальным кругом до тех пор, пока она четко не будет входить в трубу.

    Примеряем заслонку

  4. Возьмите подготовленную трубку из нержавеющей стали и приложите к готовому кругу. Отмерьте маркером по размеру заслонки. Делаем ее меньше внутреннего диаметра на 3 мм с каждой стороны.

    Шаг 4

  5. Отрезаем трубу болгаркой с отрезным кругом.
  6. Рассверливаем внутреннее отверстие в трубке 6,8 мм для нарезки резьбы. При сверлении необходимо периодически смазывать машинным маслом внутреннюю поверхность трубки.

    Рассверливаем трубку

  7. Нарезаем с двух сторон трубки метчиком резьбу 8мм, не забывая смазывать в процессе метчик. Для удаления нарезаемой стружки, необходимо через каждые пол оборота метчика по резьбе, делать пол оборота возврат.

    Шаг 5

  8. Теперь необходимо выполнить три отверстия в заслонке. Сразу с помощью маркера поставьте метки.
  9. Зажмите в струбцине трубку и заслонку и приварите трубку к заслонке через эти отверстия (сварные заклепки). Сварку начинаем производить с центрального отверстия, потом освобождаем любую одну струбцину и привариваем в освободившееся отверстие.

    Шаг 6

  10. Делаем разметку будущих отверстий на дымаре. Для того чтобы четко совпала ось отверстий, оберните трубу рулеткой и отмерьте центра по горизонтали и вертикали. Сверлим.

    Делаем разметку

  11. Собираем заслонку в трубку.

    Шаг 7

  12. Делаем шаблон для фиксатора заслонки.

    Шаг 8

  13. Переносим разметку на металлический лист. Можно использовать циркуль.

    Шаг 9

  14. Отмечаем середину для отверстий фиксатора, вырезаем и сверлим по разметке.
  15. Привариваем к трубе.

    Привариваем фиксатор

Вариант 2. Изготовление горизонтального выдвижного шибера из нержавейки

Для этого варианта необходимо приобрести уже готовую заводскую шиберную задвижку из нержавейки. Конструкция представляет рамку, внутри которой двигается механизм.

  1. Выложите 2 ряда печи или камина согласно используемой схеме порядовки.

    горизонтальный выдвижной шибер

  2. На ряду, где будет устанавливаться задвижка, вырезаем в кирпиче пазы. Это небольшие бороздки, в которые будет входить металлический элемент. Лучше всего для этих работ использовать угловую шлифовальную машину с кругом. Но если нет такого профессионального инструмента, то можно обойтись и напильником.
  3. Устанавливается заслонка.
  4. В боковом кирпиче необходимо вырезать углубление под ход ручки заслонки, ведь ее в процессе эксплуатации необходимо будет очищать от сажи.

    Перекрываем шибер рядом кирпичей

  5. Укладывается следующий ряд кирпичей и хорошо заделываются все образовавшиеся зазоры.

Как видите, изготовление шибера не требует много времени и большого опыта. Вместе с тем, это очень важная деталь, которая позволит существенно повысить эффективность работы котла или камина.

Монтаж запорной арматуры в системах водоснабжения

Установка задвижки в магистральный трубопровод промышленного назначения проводится квалифицированными специалистами, при этом наиболее часто используется соединение элементов друг с другом с помощью фланцев. При проведении работ в водопроводной магистрали действуют, соблюдая следующие особенности установки:

  1. Съем запорной арматуры водопровода проводят только при отсутствии рабочей жидкости в системе, при необходимости трубы в местах соединений защищают от грязи, окалины, известкового налета.
  2. Перед монтажом запорной арматуры проверяют качество фланцев – фланцевая шайба не должна иметь трещин, царапин, выемок и прочих дефектов.
  3. Запорная арматура водопровода размещается на строго прямолинейной части магистрали и ровных участках земной поверхности – это позволяет избежать чрезмерных напряжений в местах изгибов и перекосов, вызывающих протечки. При монтаже тяжелых узлов используют дополнительные жесткие опоры.
  4. При эксплуатации не допускается прилагать чрезмерное усилие к маховикам, посредством которых приводятся в действие запорные заслонки – это может привести к поломкам и трещинам.
  5. Монтаж следует проводить с обвязкой мягким стропом, избегая крепления за шток или штурвал и стараясь не повредить защитное покрытие – это приводит к преждевременной коррозии. Падение с высоты и механические удары недопустимы.

Рис. 13 Способы монтажа и настройки запорных устройств

Перед выбором запорной арматуры необходимо учитывать ее характеристики в соответствии с ГОСТ – наиболее высокими параметрами обладают стальные промышленные изделия. Для бытового использования подходят задвижные узлы для трубопроводов из цветных металлов – они имеют небольшие размеры условного прохода и доступный монтаж с помощью резьбовых муфт.

Что такое шиберная задвижка?

В отличие от других видов запорной арматуры шиберная задвижка способна полностью перекрыть сечение трубопровода с достаточной герметичностью, структура материала не играет для нее никакой роли.

В качестве запорного элемента в шиберной задвижке применяется плоский или клинообразный нож, который двигаясь перпендикулярно потоку, разрезает его и перекрывает сечение устройства. Именно по форме шиберного запорного элемента и классифицируют данную запорную арматуру, существуют ножевые и клиновые задвижки.

Устройство клинового типа

Шиберная клиновая задвижка устанавливается в случае необходимости наиболее надежного перекрытия потока, она способна работать при значительном давлении рабочей среды. Запорный элемент арматуры такого типа имеет форму клина, такая же форма поверхности и у седел устройства с уплотнителями. Основная сфера применения такой запорной арматуры — системы канализации.

Под воздействием усилия, создаваемого при вращении шпинделя, происходит перемещение запорного клина в направлении, перпендикулярном движению рабочей среды. При полном закрытии сечения, клин, под действующим усилием, деформируется (в пределах упругости материала), что позволяет добиться максимальной герметизации.

Устройство шиберной задвижки такого типа имеют и ряд недостатков, о которых необходимо упомянуть:

  • При интенсивной эксплуатации достаточно часто выходят из строя уплотнения.

Рабочие поверхности клина и седла устройства должны быть идеально подогнаны друг к другу, для этого должна осуществляться предварительная притирка, которая достаточно трудоемка.
При повреждении поверхности клина (коррозия, задиры, глубокие царапины) нарушается герметизация задвижки, кроме того, такие повреждения способны привести к заклиниванию механизма.
При высоких температурах запорный клин имеет свойство расширяться, что так же приводит к аварийным ситуациям и невозможности регулировать поток.

Именно по этим причинам чаще всего применяется другая модификация, шиберная ножевая задвижка, которая отличается практичностью и надежностью.

Ножевая шиберная задвижка — область применения

Запорный элемент такой задвижки имеет сравнительно небольшую толщину и действует как обыкновенный нож.

Поэтому сфера применения такой запорной арматуры практически не ограничена, ее можно увидеть на магистралях любого назначения:

  • Нефтеперерабатывающей промышленности.
  • Целлюлозно-бумажных комбинатах.
  • Горной промышленности.
  • Системах вентиляции и канализации.

Отдельно стоит упомянуть о том, что задвижка ножевая шиберная может применяться даже в трубопроводах, работающих при разряжении (вакуумная техника).

Основные виды шиберных задвижек

Поворотный шибер. Его еще называют «дроссельская заслонка», которая представляет металлическую пластину, закрепленную на вращающейся оси. Ось, в свою очередь, крепится внутри патрубка дымовой трубы. Данное устройство имеет съемный вращательный диск, но при длительной эксплуатации он может прийти в негодность. Впрочем, схема поворотного механизма позволяет его ремонтировать и заменять своими руками. Преимуществом данного вида устройства является простота эксплуатации. Данный вид шибера не требует постоянного контроля со стороны владельца дома.

Из-за сложности конструкции своими руками, поворотный механизм реже используется при кладке камина или печи.

Шиберная конструкция необходима для дровяных печей и отопительных устройств, работающих на любом твердом топливе.

Поэтому для газового котла наиболее практичным решением будет монтаж именно поворотного механизма. Температура выходящих газов менее низкая, чем при работе твердого топлива, поэтому эксплуатация такого механизма будет наиболее удобной.

Задвижка на утепленном дымоходе

А вот от установки поворотного механизма в бане лучше отказаться. Дело в том, что она частично будет пропускать пар в закрытом виде. А в открытом виде такой механизм тяжело чистить.

Выполненный из нержавеющей стали, шиберный механизм полностью не обеспечит перекрытие дымохода, но при этом исключит возможность вырывания языков пламени через зольник в помещение.

Существует три варианта установки шибера.

  1. Установка заслонки в каминной топке. Для этого шибер монтируют на расстоянии 1 метра от отопительного устройства, что обеспечивает простую эксплуатацию.
  2. Вариант «труба в трубу» предполагает объединение шибера с другими элементами отопительной конструкции без дополнительно использования крепежа.
  3. Установка шиберной задвижки в вентиляционной трубе. Но такой вариант обычно используется с целью защиты двигателя вентилятора от перегрева во время его работы.

Но даже, если готовый комплект идет без этого элемента, шибер легко можно сделать своими руками, выбрав наиболее оптимальный для себя вариант механизма.

Преимущества и недостатки

Как любое инженерное решение, шибер имеет ряд преимуществ и недостатков.

Плюсы:

  • Возможность регулирования тяги;
  • Экономия топлива;
  • Шиберы способствуют сохранению тепла.

Минусы:

  • Устройства затрудняют чистку дымоходов;
  • При неправильной установке шибер может клинить и отрицательно влиять на движение газов;
  • Для правильной регулировки необходимо обладать определенными познаниями в области дымоотводящих систем.

Отличия выдвижного и поворотного шибера

Выдвижная заслонка позволяет регулировать рабочее сечение дымохода, поворотная – только открывать или закрывать трубу. Возможны, конечно, некоторые ухищрения — типа закрепления кабанчика в промежуточном положении разными способами, но заводская комплектация этого не предусматривает. Кроме того, поворотный шибер усложняет механическую чистку трубы.

Корпус

Корпус шиберной задвижки, имеющий прямоугольную или цилиндрическую форму, выполняется цельным монолитным или сборным, сварным, например. Особенностью конструкции шиберной задвижки могут быть съемная нижняя крышка и сквозной нож (шибер).

Для изготовления корпусов шиберных задвижек используют серый или высокопрочный чугун с шаровидным графитом и различные стали ─ углеродистые, низколегированные, нержавеющие.

Материал шиберной задвижки не может не оказывать влияния на ее стойкость к агрессивным средам. Задвижка чугунная шиберная несколько хуже стальной противостоит воздействию бензина, дизельного топлива, индустриального и моторного масел. Возможен комбинированный вариант ─ корпус чугунный, а детали, контактирующие с агрессивной средой, сделаны из нержавеющей стали. Защиту корпуса от коррозии может обеспечивать эпоксидное покрытие.

Для корпусов используют не только черные металлы, но и цветные (алюминиевые сплавы) и даже неметаллические материалы. В ассортименте некоторых производителей представлена задвижка шиберная из ПВХ (поливинилхлорида).

Монтаж своими руками

Существует три способа установки:

  1. Установление шибера происходит в самой каминной топке. Шибер устанавливается на расстоянии одного метра от отопительного устройства, что позволяет с легкостью управлять шиберной задвижкой.
  2. Второй способ установки шиберной заслонки – объединение с другими деталями отопительной конструкции без дополнительного использования крепежа. Также данный вариант установки носит название «труба в трубу».
  3. Третий способ установки шиберной заслонки – это его установка в вентиляционных трубах. В данном случае шиберная задвижка применяется для того, чтобы двигатель вентилятора не перегрелся во время его включения.

Обратите внимание: процедуру монтажа нужно проводить в закрытом виде шиберной установки, а не в открытом, чтобы избежать лишнего давления на двигатель.

Эти основные три способа установки шиберной заслонки применяются постоянно при строительстве дымоходов или вентиляции.

К примеру, для печи с газовым отоплением требуется классическая дроссельная заслонка (поворотный шибер) или иногда автоматический поворотный шибер, так как она полностью перекрывает дымоход, благодаря этому пламя не выйдет наружу.

Но поворотные шиберы не рекомендуется устанавливать при строительстве банной печи, потому что она будет пропускать пар в закрытом виде, а в открытом виде поворотный шибер очень тяжело очистить.

В большинстве случаев шиберная заслонка продается вместе с дымоходом в полном комплекте. Но бывают дымоходы и без него, поэтому шибер можно сделать самостоятельно, покупая его составляющие в различных строительных магазинах.

Примите к сведению: перед покупкой важно определить необходимые размеры. Покупать шиберные задвижки лучше всего из стального материала

Основная часть шиберной установки является обечайка. Шибер состоит из нескольких обечаек.

Работа шиберной задвижки

Шиберные задвижки обладают способностью пропускать большие объёмы рабочих материалов, а также осуществлять фильтрацию, измельчение проходящих через них примесей и дозирование полезных компонентов.

Исходя из этих возможностей и особенностей принципа работы входящих в их конструкцию узлов, изделия широко применяются в системах отвода канализационных вод, в технологических трубопроводах химических, нефтегазодобывающих, строительных, целлюлозно-бумажных, горнодобывающих производств.

Шиберные задвижки типа ЗМС используются для перекрытия напорных линий в оборудовании фонтанного, устьевого и нагнетательного типа, манифольда буровых установок.

Внимание! Шиберные задвижки всегда устанавливаются в вертикальном положении, так чтобы ножевые пластины располагались перпендикулярно ходу рабочего потока

Устройство и принцип работы арматуры шиберного типа

Металлический шибер представляет собой плиту или острую отполированную и заточенную пластину, имеющую форму ножа или гильотины. На его острых концах установлены крепкие уплотнители (металлические или синтетические), повышающие износостойкость основной рабочей детали, особенно при функционировании в агрессивных средах с большим количеством крупных гранул и примесей.

При производстве уплотнителей используют синтетические материалы, стойкие к химическим воздействиям и перепадам температур:

  • нитриловую резину;
  • этиленпропилендиеновый каучук;
  • эластомеры для горячих сред;
  • кремнийорганическую резину.

Задвижки шиберного типа имеют простой и одновременно надёжный принцип работы. Он заключается в передачи усилия от воздействия ручного, автоматизированного или механического механизма управления на шток или шпиндель, который в свою очередь приводит в движение шиберный элемент для полного или частичного перекрытия проходного отверстия.

Наглядно принцип работы шиберной задвижки показан на видео.

При этом шпиндель может иметь выдвижную и невыдвижную конструкцию. Герметичность выдвижного штока обеспечивается сальником, изготовленным из синтетических хлопчатобумажных волокон, графита и др.

Применение шиберов в отопительных системах

Если нагреватель, использует топливо и создаёт температуру рабочей среды, при горении с поступлением воздуха требуется отсекатель. В противном случае через каналы уйдёт нагретый воздух и помещение остынет. Заслонка, установленная на печной трубе, является простейшей ручной шиберной задвижкой. Устанавливается заслонка так, чтобы отсечь выход горячего воздуха. Таким местом является печная труба в холодной части, под потолочным перекрытием. Тогда весь нагретый воздух останется в помещении.

Однако, в этом случае шиберная задвижка служит и для регулирования расхода воздуха. Зная о том, что угли содержат жар, можно прикрыть воздух и тем самым продлить горение угля, добиваясь эффективной работы печи. Но при активном процессе выделяется угарный газ, поэтому вытяжка из печи должна работать. Считается, что пока над углём есть синие язычки пламени, заслонку закрывать полностью нельзя. Поэтому даже полностью закрытая заслонка по стандарту перекрывает условный проход дымохода на 85%.

Печные заслонки должны отвечать ряду требований. Так, они должны иметь:

  • гладкую поверхность;
  • не деформироваться при перепаде температуры;
  • быть лёгким в управлении.

Ещё не так давно считалось оптимальным применять для установки в трубу конструкцию шибера с пластиной из чугуна. Материал не деформируется, устойчив и лёгок в управлении. Однако новые материалы оказались эффективнее. Качественная нержавеющая сталь не создаёт гидравлического сопротивления и такую задвижку можно перевести на автоматическое управление в зависимости от температуры отходящих газов.

Шибер их нержавеющей стали может быть обычной заслонкой, а может иметь внутриканальный регулировочный узел с переводом его на управление с приводом. Чаще всего используется дроссельная заслонка.

Разновидности конструкций шиберных задвижек

Запорно-регулирующий элемент шиберной арматуры может быть выполнен в виде клина или ножа. Задвижка, в зависимости от типа затвора, называется клиновидной или ножевой.

Кроме того, и запорные элементы каждого вида разделяются на несколько подвидов в зависимости от конструктивных особенностей самого затвора.

Задвижка клиновидная

Внутри корпуса такой шиберной арматуры располагается два седла под углом к корпусу и друг другу. Затвор имеет форму клина, поверхности которого расположены друг к другу под углом, равным углу между седлами.

В закрытом положении клин плотно встает между седлами, герметично перекрывая поток.

И хотя клиновидная задвижка выдерживает сильный напор транспортируемых веществ, при постоянном высоком давлении может быстро выйти из строя. Не подходит такой механизм и для перекрытия горячих рабочих сред, поскольку при нагревании клин расширяется и деформируется, делая соединение с седлами ненадежным. Также задвижку этого типа нерационально использовать в технических трубопроводах, транспортирующих крупные жесткие частицы, способные поцарапать заслонку.

Выделяют три вида клиновидных затворов:

  1. Жесткий. Клин этого вида выполнен в виде цельной пластины с переменной толщиной. Самый простой в изготовлении затвор является самым сложным в подгонке седел. И при этом все вышеописанные минусы клиновидной задвижки характерны в большей степени именно для жесткого клина: засорение, заедание механизма, потеря герметичности при повреждениях и температурном расширении.
  2. Двухдисковый. Клин образуют два гладких диска, жестко зафиксированных под определенным углом. Увеличение количества деталей механизма, обычно повышающее сложность изготовления конструкции и снижающее ее надежность, в данном случае, напротив, делает задвижку более простой в производстве и эксплуатации. Диски менее требовательны, чем жесткий клин, в отношении совпадения с седлами, и небольшая погрешность в подгонке не снижает герметичности задвижки в закрытом положении. Уплотнители в таком механизме изнашиваются меньше, конструкцию клинит реже, из-за чего общий срок межремонтной службы у двухдисковых задвижек больше, чем у жестких.
  3. Упругий. В таком затворе два диска соединены упруго, соединительный элемент способен менять форму, подстраиваясь под угол между седлами. Благодаря такой подвижной конструкции при температурных и гидравлических деформациях корпуса задвижка не теряет работоспособности.

Задвижка ножевая

Второй тип шиберной арматуры имеет два седла, расположенных строго поперек проходного отверстия корпуса, и затвор – тонкую пластину. Отсекается поток так же, как режут любые вещества ножом, поэтому и заслонка имеет соответствующее название.

Нож движется между седлами, меняя пропускную способность узла. Затворы этого типа изготавливают из высокопрочных материалов, устойчивых к различным повреждениям, поэтому ножевые задвижки имеют продолжительный срок службы.

Существует два вида ножевых шиберных задвижек:

  1. Одноножевая. Запирающая комбинация состоит из одного прочного и плотного ножа и пары седел, расположенных в корпусе. Недорогой вариант задвижки, распространенный в бытовых трубопроводах.
  2. Двухножевая или параллельная. Запорный элемент состоит из двух параллельных ножей, взаимное расположение которых жестко зафиксировано. Обеспечивает большую герметичность, чем одноножевая задвижка, но стоит значительно дороже, поэтому используется только в крупной промышленности.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации