Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Функциональность стабилизатора тяги дымоходов

Устройство и предназначение стабилизатора

Стабилизатор тяги — это дополнительная вставка на дымоотвод с заслонкой, при помощи которой можно регулировать интенсивность горения топлива и силу тяги в трубе. Устанавливают стабилизатор тяги только на низкотемпературное отопительное оборудование, где максимальный нагрев выводимых газов не превышает 500 градусов.

Предназначение стабилизатора тяги:

  • снижать скорость удаления продуктов горения печи;
  • предотвращать образование в трубе обратной тяги и забросы дыма в помещение;
  • продлить срок службы дымохода за счет снижения температуры выбросов;
  • повысить пожарную безопасность отопительного оборудования на счет предотвращения выбросов искр и пламени из трубы;
  • сократить расход топлива;
  • повысить КПД печи.

Устанавливают стабилизатор тяги в трёх локациях и только в помещении котельной:

  • Первый вариант это выше выводящего патрубка печи на первом вертикальном отрезке трубы. Расстояние от стабилизатора до горизонтального участка составляет 40-60 см.
  • Второй вариант – на уровне выхода дымохода из печи, но не ниже 40 см от уровня пола.
  • Третий вариант — показан на схеме.

Регулятор дыма это дополнительный вход в дымоотводящую трубу для подсоса воздуха. Устройство представляет собой горизонтально ориентированный патрубок, один конец которого закрыт вертикальной подвижной заслонкой, а второй встроен в дымоход. Заслонка должна точно совпадать с внутренним диаметром патрубка, чтобы в закрытом положении подсоса воздуха не происходило.

Заслонка является главной рабочей частью стабилизатора тяги. Она может крепится к корпусу на подвижной оси в верхней части, что характерно для заводских устройств. Самодельные заслонки обычно крепят на оси через диаметр. Для предотвращения ее опрокидывания внутрь в нижней части ставят фиксаторы. Устройство монтируют на вертикальную трубу, без наклона. На готовой сэндвич трубе это удобно делать через обычный тройник.

Способы усилить тягу дымохода

Назначение регулятора тяги – гасить чрезмерное разрежение в дымоходе. Увеличивать тягу стабилизатор не может. Что же делать, когда тяга явно недостаточна?

Для усиления тяги делают следующее:

  1. Проверяют, не забился ли дымоходный канал сажей, прочищают его.
  2. Проверяют, имеется ли доступ воздуха в помещение или подвод воздуха с улицы к топке отопительного агрегата. При необходимости открывают форточку или проводят трубу для забора чистого воздуха с улицы.
  3. Анализируют, достаточно ли утеплена труба, не подмок ли утеплитель. В случае с современными керамическими или сэндвич-трубами утепление можно считать достаточным, при утеплении стальных труб своими руками возможны неприятные сюрпризы. Традиционные кирпичные трубы также желательно утеплить.
  4. Выясняют, есть ли дефлектор на верхе трубы. Нередко установка дефлектора решает проблему.

Если все поиски не привели к решению проблемы, стоит пригласить опытного теплотехника – безопасность семьи превыше всего.

Если вы поменяли отопительный агрегат на более современный (или переложили печь или камин), то необходимо:

  • Просчитать минимальные длину и площадь сечения борова в зависимости от мощности отопительного прибора (см. мою статью про расчет дымохода).
  • Рассмотреть необходимую высоту трубы в зависимости от расположения относительно конька и зоны ветрового подпора высоких строений и крупных деревьев.
  • Если дымоход недостаточной высоты и площади сечения, то его либо нарастить, либо смонтировать дымосос – специальный вентилятор. Он устанавливается на оголовок трубы.
  • Если старая труба имеет сечение, намного больше расчетного, эту проблему устраняют при помощи шибера или установки вкладыша. Если труба слишком длинная – также можно использовать шибер.

При замене старой печи или камина на современный котел трубу наверняка придется модернизировать, так как современные котлы имеют большой КПД, агрессивный конденсат и невысокую температуру отходящих газов. Даже твердотопливные современные агрегаты имеют более низкую температуру дыма, чем старые дровяные печи.

Проверка силы

Прежде чем бросить силы на борьбу с плохой тягой, удостоверьтесь, что тяга действительно оставляет желать лучшего.

Проверить тягу можно при помощи специальных приборов или самостоятельно. Простые способы фиксирования тяги:

  1. Зажгите бумажный лист, дайте ему немного погореть. Поднеся к печи или камину, потушите бумагу и понаблюдайте за направлением дыма. Если он направляется к трубе — хорошая тяга, отклоняется в обратную сторону — обратная тяга, если сохраняет «прямолинейность» — тяга отсутствует. Подобные манипуляции можно проделать с тонкой папиросной или туалетной бумагой, не поджигая её.
  2. Если в доме есть курильщики, то проследите за направлением от дыма сигарет или от пламени спички, зажигалки вблизи камина или печи. Выводы делайте аналогично первому пункту.
  3. Пламя обычной свечи тоже может помочь в определении тяги в жилище.
  4. Карманное зеркальце, поднесённое к топке и покрывшееся конденсатом, может говорить о проблемах с удалением дыма из печи.
  5. О наличии слишком большой тяги, уносящей полезное тепло из помещения, свидетельствует слышимый гул в печи — громкое гудение.
  6. Цвет огня в топке может стать показателем разной тяги. Золотистый оттенок — хорошая тяга, белое пламя — чрезмерная тяга, красный колер и чёрный дым — плохая тяга, высокая вероятность обратной тяги.

Обычная зажигалка может помочь в проверке тяги

Анемометр — прибор, знакомый многим людям советского периода. С помощью этого устройства можно было замерить тягу дымохода. Нормальными считались показания в пределах 10–20 Па. Недостатки прибора в его невысокой точности при силе ветра менее одного метра в секунду.

Такое несложное устройство поможет обезопасить вашу жизнь в доме с печным отоплением

Современная промышленность предлагает достаточное количество устройств для измерения тяги, есть приборы, фиксирующие тягу на входе и выходе дымохода.

Способы устранения неполадок

Если вы констатировали неполадки с тягой, то, конечно, их нужно как можно быстрее устранить.

Выбор средств для борьбы с плохой или обратной тягой зависит от причин, приведших к анормальной работе дымохода.

Чистка трубы

Один из распространённых методов улучшения тяги — чистка трубы. Топливо, сгорая в печи, выделяет различные субстанции, которые оседают на внутренней поверхности дымохода. Сажа хорошо прилипает к трубам, если они неровные или изогнуты.

При проведении работ не забывайте о мерах безопасности

Как почистить дымоход, чтобы появилась хорошая тяга?

Прежде всего, действуя чисто механически. Каналы дымохода можно сделать более широкими, избавившись от налёта, следующими способами:

Приготовив около одного ведра картошки, очистите её и нарежьте. Подойдут и картофельные очистки. Побрасывайте понемногу в топку и ждите. При сгорании картофель выделит крахмал, который станет средством, способным размягчить нагарные образования. Мягкие куски сажи отпадут сами, а накрепко прилипшие придётся удалять механическим способом.
Дрова из осины. Протопите печь двумя-тремя поленьями. Они очень сильно разогреют трубы дымохода и помогут избавиться от нагара

Но этот способ требует особой осторожности, т. к

вероятность пожара будет очень высока (может загореться сажа).
Каменная соль. Этот метод больше подходит для профилактики. Соль, добавленная в момент топки, улучшает состояние дымоходных труб.
Ёршик для труб. Тяжёлый груз прикрепляют к ёршику, подвешенному на стальной канат, и опускают в дымоходные отверстия. Опуская и поднимая эту конструкцию, можно вынудить сажевые образования слетать со стенок труб и падать в печь. Из топки эти фрагменты потом извлекаются.

Вторая группа противосажевых мероприятий построена на применении химических средств. Самые востребованные химикаты для очистки дымохода – «Полено-трубочист», «Коминичек». К углям, образованным в процессе топки печи или камина, добавляют согласно инструкции химические средства и продолжают топить. После прогорания всего топлива желательно оставить угли, т. к. они продолжают «работать» в плане очистки дымохода (по крайней мере, так советуют производители).

При правильном использовании химические средства не принесут вреда вашему жилищу

Не верьте злопыхателям, которые говорят об обязательном возгорании сажи при использовании химического метода. Этот способ не представляет никакой опасности, т. к. полезное действие идёт за счёт химических реакций, а не благодаря сверхвысоким температурам горения реагента.

Следует особо сказать о соблюдении мер безопасности при проведении всех работ, касающихся дымохода. Не устраняйте проблемы с дымоходом в ветреную погоду! Старайтесь пользоваться страховочными устройствами во время проведения работ на высоте!

Устранение конструкционных неполадок

При выявлении тех или иных особенностей конструкции дымохода, которые негативно влияют на силу тяги, следует внести коррективы для их устранения. К таким действиям стоит отнести:

  • демонтаж нескольких разрозненных труб и установка единого канала дымохода;
  • надстройка трубы на крыше до необходимой высоты;
  • утепление элементов дымохода и т. д.

Обустройство вентиляции

В некоторых случаях тяга может улучшиться, если не допускать сквозняков в доме или бане. Помочь при проблемах с тягой можно монтажом вентиляционных устройств на окна.

При отсутствии должного эффекта после всех вышеописанных методов, следует взять на вооружение современные устройства для улучшения тяги в дымоходе.

Установка приборов

Для улучшения работы дымохода лучше всего воспользоваться специальными устройствами, позволяющими регулировать и контролировать тягу. Такие устройства можно купить в магазине или сделать своими руками.

Когда тяги недостаточно

Методы определения тяги

Если у вас нет анемометра, воспользуйтесь одним из популярных методов определения тяги дымохода:

  • Дым. Наиболее явный признак отсутствия тяги – это присутствие небольшого дыма внутри помещения, большое количество дыма свидетельствует о высоком риске воспламенения и риске отравления продуктами.
  • Цвет пламени. По цвету пламени, можно понять уровень тяги. Если пламя внутри печи имеет белый оттенок и трескается при горении, то тяга очень мощная. Оранжево-красный цвет свидетельствует об отсутствии тяги. Если дымоход выполнен правильно, пламя должно иметь ровный золотистый цвет уходящий в желтизну.
  • Со спичкой. Необходимо поднести к нагревателю зажженную спичку. В случае если пламя отклониться к печи значит тяга есть. Если он остается ровным, то вы можете быть уверены, что тяга есть, но средней величины. Когда пламя отклоняется в противоположную сторону от печи, возникает обратная тяга в дымоходе.
  • С зеркалом. Еще один способ проверить тяговое усилие в дымоходе, это приставить небольшое зеркало к печи. Возникновение конденсации на поверхности зеркала говорит о том, что удаление дыма затруднено.

Внимание!

Разница давлений на улице и в помещении является основой для создания тяги внутри дымоходного канала. Температура в отапливаемом помещении выше, чем снаружи, а, следовательно, и создаваемое им давление внутри помещения больше. Горячий воздух, подпертый снизу более холодным, выдавливается в зону с более низким давлением, то есть в атмосферу. При замерах, проводимых летом, разница температур наименее разительна, потому тяга будет хуже и результаты измерений могут быть низкими, относительно зимнего периода.

Причины неисправностей

Убедившись, что внутри дымохода недостаточно тяги, необходимо выявить и исправить возможную причину. Профессионалы говорят, что наиболее распространенными причинами отказов дымовых каналов являются.

Ошибка в конструкции

Чтобы сделать выбор трубы дымохода необходимо, ориентироваться на объем топки. Если размер меньше расчетного параметра, то слабый дымоход не позволит дыму выйти из помещения.

Короткая длина трубы

Длина трубы менее 5 м не оказывает существенной разницы между давлением в помещении и на открытом воздухе, что создает слабую тягу.

Неправильное расположение трубы дымохода

Мастер- печник советует укладывать дымоход вертикально, так как плотные углы держат дым внутри трубы, уменьшая тягу.

Горизонтальные участки большой длины

Если при укладке дымохода не удается избежать горизонтальных сечений, убедитесь, что их длина не превышает 100 см иначе, для этого будет нужен усилитель.

Попадание в зону опоры ветра

Если рядом с домом есть высокое здание, оно блокирует дымоход от ветра, препятствуя нормальному функционированию дымоходной системы.

Метеорологические условия

Зачастую снижение тяги происходит из-за снижения атмосферного давления, попадания влаги в дымоход из-за дождя, тумана или снега. Но это не имеет критического значения, потому как все это временные явления.

Преимущества

Стабилизатор тяги дымохода способствует поддержанию тяги, топливо в таком случае сжигается последовательно и расходуется, отчего намного экономней. Установка подобного механизма обеспечивает целый ряд положительных сторон для функционирования котла:

  • Работа котла, всей дымоходной системы будет безопасней.
  • Канал проработает намного дольше.
  • Значительно уменьшается количество вредных выбросов.
  • При полуоткрытом клапане, происходит оптимальная циркуляция воздуха в системе.
  • Стабилизатор будет работать в любом случае, независимо от того, по какой структуре идет формирование тяги.
  • Топливо сгорает равномерно.
  • Исключается перепад давления, тяги во время сильных ветров.
  • Помещение изолировано от отработанных газов.
  • Отсутствуют излишние потери тепла.
  • Возможность установки в разного рода котлах, в том числе современного низкотемпературного режима.

Регулятор (стабилизатор) тяги дымохода

рис  ниже).

Также   существует группа шиберов  для  каминов — они выполнены в виде  куска трубы   внутри   встроена   перекрывающая   ход   дымовым  газам   заслонка (но она не герметичная) с тягой   сбоку (см. рис. ниже)

Теперь перейдем  к  детальному  описанию регуляторов  тяги  дымоходов.  Регулятор тяги  представляет  собой   сбалансированный  воздушный  клапан. Направление пропускания  воздуха — в  дымоход.  Регулятор  тяги   служит    компенсатором   избыточной  силы  тяги дымохода. Внешний  вид регулятора   тяги  дымохода приведен  на рис. ниже.

В  чем  же принципиальная разница   между  такими  кажется   близкими по   звучанию   понятиями. Разница  огромна.

Во  первых —   регулятор тяги   является  автоматическим прибором,  в то  время как   шибер  надо приводить в действие  в  ручном  режиме.

Во  вторых —  регулятор   тяги   использует  чисты  воздух  и не   засоряется,  в то время как  шибер   пропускает через себя  все продукты   сгорания твердого топлива  и  часто  засоряется.

В третьих – огромная  разница   в  принципиальном   назначении,   шибер  ограничивает   объем  тяги,  в то время как  регулятор тяги  дымохода  ограничивает  силу  тяги  дымохода.

В  четвертых – шибер  устанавливается    после  котла,  регулятор тяги  монтируется  параллельно с котлом  и является как бы вторым  балансирующим потребителем, ограничивая тягу  через   котел.

В пятых – отличны принципы  использования  шибера и регулятора тяги  дымохода,   шибер    прижимают, как правило, для  того, что б  печь или  котел  горели дольше,  но  делают   это после того, как  нагорает   большое количество  угля  в  топке;  Другими словами —  шибер прикрывают  когда  котел  поработает, и  уже догорает; Регулятор тяги   дымохода  противоположен – он  наиболее  активен  во время  растопки  котла, когда котел переходит из остывания в разогрев (чаще всего в  этот  момент происходит  детонация котла,  пыхтение, сопение, свисты в котле) Нормальная сила  тяги  дымохода 20Па.

В шестых – регулятор тяги  дымохода, это  активный  прибор   —   он может быть то полностью  открытым  то закрытым   в зависимости  от потребности,  шибер   же  статичен в своем положении и полностью  зависим от  настройки на глаз.

В седьмых —  шибер ограничивает выход   дыма  из  котла (это  может привести в  выходу  дыма в помещение или скоплению  гремучих  газов  в топке с последующим  взрывом)   Регулятор  тяги   не дает лишнему   воздуху (который  заходит  вместе с лишней  силой тяги) заходить в котел.

Подводя   итоги   можно сделать   вывод  о  радикальных  различиях  в  понимании и  назначении   этих  двух  приборов,   применение одного не исключает  применение  другого, но   ни в коем  случае   они не  взаимозаменяемы.

По вопросам   приобретения  регуляторов тяги  и  консультаций обращайтесь по тел:

044 491-59-81; 044 491-59-82; 044 491-59-83;

www.napruga.com 2013 

Принцип функционирования

В случае усиления тяги в дымоходной системе происходит подъем давления. Как только оно достигает определенного уровня, срабатывает клапан. Он открывает заслонку и делает больший забор воздуха из помещения. Он понижает температуру внутри дымохода, тем самым снижая давление. Как только температура и давление опускается до необходимого минимума, клапан закрывается и подмес воздуха прекращается. Такой процесс позволяет держать температуру пламени в необходимом диапазоне, чтобы топливо сгорало с требуемой скоростью. Есть несколько положительных моментов, которые говорят в пользу установки стабилизатора тяги:

  • большая безопасность системы;
  • увеличение срока службы;
  • уменьшение вредных выбросов;
  • меньшее оседание сажи в дымоходе;
  • отсутствие резких перепадов давления.

Благодаря стабилизатору тяги происходит лучшая циркуляция воздуха. Это означает, что на стенки дымохода будет оседать меньше отходов горения, что снизит растраты на его чистку. Со стабилизатором не придется переживать, что в ветреную погоду может быть резкий перепад, который заставит пламя уйти в обратном направлении. В помещении, где установлен котел отопления больше не будет запаха гари. Температура внутри дымохода будет поддерживаться в допустимых пределах

Это важно, чтобы не произошло возгорания сажи, которое приводит к сильным пожарам. То есть стабилизатор тяги гарантирует дополнительную безопасность всей системы.

Для чего нужны стойки стабилизатора

Чтобы разобраться, на что влияет стойка стабилизатора, необходимо понять, какую функцию выполняет сам стабилизатор. Его предназначение кроется в самом его названии – стабилизация автомобиля. При выполнении поворотов на автомобиль начинает действовать центробежная сила, которая создает определенный крен, то есть наклоняет машину относительно горизонта. В такие моменты подвеска автомобиля испытывает большие нагрузки. Причем нагрузки эти распределены неравномерно: внешняя сторона подвески при повороте нагружается намного больше внутренней. Здесь в дело вступает стабилизатор. Он распределяет эти нагрузки на обе стороны, чтобы они нагружались равномерно.

Вот как выглядит стойка стабилизатора передней подвески:

Передняя стойка стабилизатора автомобиля

Стойка (тяга) стабилизатора служит элементом кинематической связи кузова автомобиля и подвески, то есть обеспечивает подвижную фиксацию стабилизатора. Сколько же стоек стабилизатора в передней подвеске? Как правило – 2 (на левую и правую полуось).

Принцип работы

Для того, чтобы понять принцип работы этого элемента подвески, необходимо обратиться к его конструкции. На подавляющем большинстве автомобилей тяга стабилизатора представляет собой шток размером от 5 до 25 см на концах которого выполнены шарнирные крепления (на некоторых моделях стойки выполняются с бесшарнирными креплениями).

Если разобраться в конструкции стойки и ее назначении, принцип работы этого элемента становится очевидным. Своим ходом тяга обеспечивает ограниченную подвижность связи стабилизатора и остальных элементов конструкции подвески. Тяги работают совместно со стабилизатором: благодаря своей конструкции они либо прижимают, либо вывешивают колесо. Таким образом происходит уменьшение угла крена автомобиля. Вот для чего нужна стойка стабилизатора.

Обращаем внимание, что конструкция стойки не бывает цельной. Крепление шарнира производится с помощью сварки, а в месте крепления образуется так называемая «шейка»

Такое ухищрение необходимо для того, чтобы при критической нагрузке на стойку было известно место ее перелома, в противном же случае стойка могла бы повредить днище.

Нюансы усиления тяги дымохода

Производители предлагают 3 типа устройств для оптимизации скорости потока газов в дымоходной системе:

  • дефлектор;
  • дымовой вентилятор;
  • стабилизатор тяги.

Модели компенсаторов интенсивности струи различаются по способу исполнения, устройства изготавливаются исключительно из нержавейки.

Дефлектор

Прибор устанавливают на верхней линии вытяжной трубы. По устройству различают модели:

  • неподвижные;
  • поворотные (флюгельные);
  • вращающиеся.

За счет разницы диаметров корпуса и оголовка возникает эффект, стимулирующий движение воздуха, так как на конце трубы с меньшим поперечником образуется область пониженного давления. Прибор эффективен исключительно при наличии ветра, в остальных случаях он бесполезен.

Вращающийся дефлектор

Дымовой вентилятор

Агрегат способен обеспечивать стабильно качественную работу автономной системы теплоснабжения частного домовладения вне зависимости от погодных факторов. Единственный минус – устройство работает на электричестве.

Стабилизаторы силы тяги

Оборудование предназначено для автоматического регулирования тяги. Струя корректируется при помощи заслонки, которая срабатывает при изменении температуры потока газов в вытяжном канале. Прибор энергонезависим, прост в исполнении.

Другой способ усиления тяговой силы заключается в элементарной чистке дымоходной трубы. Можно самостоятельно прочистить шахту с применением металлического ерша или груза, или же прибегнуть к услугам профессионального трубочиста.

Достоинства и недостатки

Оснащение теплогенерирующего агрегата регулятором тяги считается наиболее эффективным способом обеспечения равномерного горения топлива. Это залог энергосбережения и существенной экономии горючих ресурсов. Также среди достоинств установки стабилизатора давления в дымоходе отмечают следующие моменты:

  • обеспечивается эффективность и безопасность системы в целом, так как происходит равномерное горение топлива и исключается перегрев дымохода, что обуславливает увеличение срока его эксплуатации;
  • увеличивается КПД отопительного оборудования, нивелируется уровень теплопотерь, экономия энергозатрат составляет до 15%;
  • исключается возможность проникновения дыма и гари в помещение;
  • качественно снижается уровень выброса в атмосферу вредных соединений.

Также импонируют одинаково впечатляющие возможности стабилизатора дымохода как при естественной тяге, так и при принудительной.

Примечательно, что автоматический регулятор силы тяги позволяет подключить новые модели котлов низкотемпературных категорий к старой дымоотводной системе.

Это интересно: Бабочки на стене в интерьере квартиры — объясняем во всех подробностях

Усилитель тяги дымохода своими руками. Как сделать мощный усилитель тяги дымохода своими руками — инструкция

Существует несколько причин такой недостаточной тяги, и о них следует знать, прежде чем приступать к самостоятельному конструированию специального устройства – дефлектора.

Засорение канала

Самый легкий случай. Достаточно прочистить дымоход (своими силами или пригласив специалиста), и тяга восстановится. Это одна из самых распространенных «болезней» труб, выложенных из кирпича, и «лечится» она довольно просто.

На заметку!

О достаточности тяги можно судить по оттенку пламени в печи. Если он темно-красный, то тяга ниже нормы. Золотистый цвет говорит о том, что все в допустимых пределах.

Как сделать усилитель тяги

Рассматривать все конструкции не имеет смысла, так как профиль труб, сечение, материалы, из которых они сделаны – разные. Функционирование каждого дымохода имеет свою специфику. Для кирпичной трубы усилитель выглядит так.

Оптимальным вариантом считается круглое сечение – самое эффективное инженерное решение. Именно такие дымоходы в основном и монтируются в частном секторе. Рассмотрим, как сделать простой усилитель тяги дымохода своими руками.

Дефлектор на круглую трубу

Принцип его работы основан на создании зоны разряжения на пути восходящего горячего воздуха частичным перекрытием канала. Образующиеся вихревые потоки снижают давление в этой области, тем самым увеличивая скорость перемещения дыма, то есть тягу. Но поставить на трубу «просто колпак» – это не решение проблемы. Все его линейные параметры взаимосвязаны и рассчитываются по специальным формулам.

Чтобы упростить читателю работу, автор предлагает воспользоваться готовой таблицей со всеми необходимыми данными:

Этой информации вполне достаточно, чтобы сделать простейший дефлектор — усилитель тяги. Ну а как кроить, гнуть, клепать листовое железо расписывать не стоит – это элементарные вещи. Не имея простейших навыков работы с бытовым инструментом, заниматься конструированием и сборкой усилителя не имеет смысла.

Во избежание «подсоса» воздуха место примыкания дефлектора к трубе заделывается герметиком категории «жаропрочный».

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации