Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 0

Выбор и установка шарового вентиля

Признаки неисправности шаровой опоры

Не знаете как определить неисправность шаровой? Ответом на этот вопрос могут служить следующие ситуации и их признаки, представлены в таблице:

Симптомы неисправности шаровой опорыОписание признака и причины
Стук от колеса во время движения, особенно при проезде ям и различных неровностей.Лязг и стук способен возникнуть на любой скорости. Особенно хорошо он слышен при наезде груженной машины на яму, резком вхождении в поворот с креном кузова, резком торможении. Может носить как разовый так и повторяющийся характер, во время пиковой нагрузки на шаровую опору. Исключение составляет случай, когда в холодное время года замерзает смазка в ШРУС, однако после прогревания и непродолжительной езды она разогревается и стук прекращается.
Изменение характеристик развала-схождения.Обычно больше «страдает» то колесо, на чьей стороне больше износилась шаровая опора. Такие изменения развала-схождения не будут видны на глаз, поэтому для идентификации поломки рекомендуется воспользоваться услугами автосервисов, где выполняют замер и восстановление сход-развала. Косвенным признаком поломки в данном случае будет «подъедание» резины на краю колеса.
«Виляние» машины по дороге.Такое поведение вызвано появлением люфта в шаровой опоре. Из-за него колесо шатается при езде и машина не в состоянии ровно держать дорогу. Причем это рыскание будет увеличиваться по мере увеличения скорости движения. Однако на начальном этапе этот признак уловить достаточно сложно, особенно, если автомобиль, в основном, ездит по плохим (неровным, разбитым) дорогам.
Скрип во время поворота.В данном случае имеется в виду скрип, исходящий от передних колес. Так как скрипящие звуки могут также доносится от гидроусилителя или рулевой рейки. Поэтому в таком случае лучше сделать дополнительный осмотр шаровой монтажкой.
Неравномерный износ покрышек передних.Когда в результате повреждения шаровой опоры рулевое колесо стоит не строго вертикально, а под углом к поверхности дороги, то по его внутреннему краю (тот, который ближе к двигателю) протектор изнашивается сильнее, чем на остальной поверхности колеса. Проверить это можно просто визуально, если осмотреть соответствующую поверхность покрышки с той стороны, откуда происходит стук во время езды. Также этому может способствовать и биение колеса при движении.
Во время торможения меняется траектория движения автомобиля.При движении прямо и торможении машина может немного свернуть вбок. Причем в тот, со стороны которого имеется поврежденная шаровая опора. Вызвано это тем, что одно из колес немного наклонено, что создает усилие для движения. Обычно при этом слышны характерные щелчки, исходящие из района установки шаровой опоры. По мере усиления торможения звук щелчков также может увеличиваться.

При появлении хотя бы одного из перечисленных признаков неисправности нужно определить неисправный узел, для этого проверить не только шаровую, но и другие элементы подвески. Зачастую проблема возникает в комплексе, то есть, частично из строя выходит как шаровая опора, так и другие элементы подвески и рулевого управления. И чем раньше их диагностировать и устранить — тем дешевле это обойдется и тем безопаснее и комфортнее будет ездить на автомобиле.

Отметки на шаровых кранах

Знаки, нанесенные на изделия, содержат множество важных сведений, подобно ярлыкам на одежде. Умение расшифровать маркировку на приборе, поможет в выборе подходящего крана.

Информация, указанная на шаровых кранах:

  1. DN. Обозначает номинальный диаметр и определяет размеры трубопроводов. Данные показатели применяют для всех сантехнических элементов. Размеры в сантиметрах – ду 50, ду 32, 20, 40, и ду 15 мм, .
  2. PN. Обозначает давление по номиналу и вымеряется в барах. PN показывает допустимый максимум давления при температуре 20 градусов, при котором возможна длительная эксплуатация прибора. Пометка WOG сообщает, что устройство можно монтировать для различных жидкостей (вода, газ и бензин). Также, она обозначает максимальное давление пара воды при 100 градусах по Фаренгейту.

Маркировка WSP обозначает показатели давления пара и воды. Также указывает при каких максимальных показателях температуры устройство способно надлежащим образом выполнять свои функции.

Не редко на устройствах можно увидеть пометку в виде MOP. Данные буквы аналогичны показателям PN и также вычисляются в барах. Зачастую такие краны используются в газовых трубах. Прибавление цифры в конце аббревиатуры обозначает наивысшее давление в барах.

  1. CW617N является маркировкой латуни согласно стандарту Европы. Такая аббревиатура обозначает материалы, из которых изготавливают корпус изделия.
  2. NL и LF. Обозначает изделия, изготовлены из латуни или меди, но без добавления свинца.
  3. Маркировка CE означает, что изделие создано согласно всем европейским стандартам и требованиям.

Что касается WOG и WSP, то можно сказать, что данные буквы показывают, что подобные краны можно использовать как для низких, так и для высоких температур. Их клапан рассчитан на 600WOG / 150WSP.  Благодаря таким показателям, подобные устройства могут выдерживать до 600 фунтов на 1-н квадратный дюйм как в водопроводной, так и газовой трубе.

В зависимости от изготовителя, на клапанах могут быть и другие маркировки, обозначающие дату выпуска и разные дополнительные сведения. Четкость гравировки аббревиатур должна быть в идеальном состоянии. В противном случае, можно судить об износе деталей.

Конструктивное устройство

Краны, применяемые в разных сферах, имеют некоторые отличительные особенности, но любой из них включает в себя следующие основные узлы:

Корпус. Служит для удержания в нем запорной сферы и стыковки с трубами, выполняется из различного типа металлов, основные из которых – сталь, чугун, нержавейка, латунь, или полимерных материалов – полиэтилена низкого давления (ПНД), полипропилена (ПП), поливинилхлорида (ПВХ).

Входной и выходной патрубки крана для врезки в трубопроводную магистраль оснащают резьбой, фланцами или имеют гладкую цилиндрическую поверхность для приваривания к металлическим трубопроводам, впаивания в полимерные трубы. Многие разновидности современных кранов имеют на корпусе специальные фитинги для компрессионного подсоединения или запрессовки в полимерный трубопровод из сшитого РЕХ или полиэтилена низкого давления ПНД, металлопластика PEX-AL-PEX.

Латунные модели кранов, устанавливаемые на оборудование и трубы в зоне обзора жилых помещений, нередко делают с хромированным покрытием, повышающим внешний эстетичный вид изделий.

Рис. 4 Разновидности шаровых затворов: с прорезью и цапфами

Запорная сфера. Затворный шар выполняют из металла, его материалом в основном служит латунь, реже нержавеющая сталь и медь. Для получения гладкой поверхности сферу обрабатывают полированием и покрывают плотным слоем хрома.

Стандартный шар имеет цилиндрический проходной канал, в верхней точке для его удержания и проворачивания находится прорезь и в некоторых конструкциях присутствует нижний выступ (цанга). В прорезанную канавку входит шток, который отвечает за поворот сферы, выступающая цанга размещается во впадине нижней части корпуса и фиксирует шар в неподвижном положении, облегчая его проворачивание.

Приводной механизм. Шар вращают при помощи штока (шпинделя), который входит в верхнюю часть прорези его корпуса. Рядовому обывателю известны шаровые краны, в которых шток перемещают при помощи ручки. В промышленной отрасли и коммунальном хозяйстве для приведения штока в действие используют различные типы приводов, чаще всего ставят электрический, также известны гидравлические и пневматические приводные механизмы.

Ручка. Ручку крана производят из стали с антикоррозионным порошковым напылением, алюминия, пластиков, ее две основные разновидности – однорычажная консольная и в форме бабочки. В моделях, где от запорной арматуры требуется компактность, делают маленькую ручку в виде бабочки с одним крылом. Некоторые производители оснащают свои изделия фиксаторами, препятствующими непредусмотренному повороту ручки от случайного прикосновения.

Рис. 5 Материалы изготовления стандартного крана

Уплотнители.

Материалами прокладок кранов являются:

  • Тефлон (PTFE). Тефлоном называют термоустойчивый белый фторопласт с мыльной на ощупь поверхностью, благодаря высокой химической стойкости, плотности и низкому коэффициенту трения его используют в трубопроводной и запорно-регулирующей арматуре при температурах рабочей среды от -70 до +270 °С.
  • Этиленопропилендиеновый каучук (EPDM). Эластомер синтетического происхождения отличается высокой устойчивостью к химически агрессивным веществам и маслам, эффективно работает в температурном интервале от -50 до +150 °С.
  • Акрилонитрилбутадиеновый каучук (NBR). Эластомер с высокой стойкостью к истиранию и химической устойчивостью к широкому ряду жидких и газообразных углеводородов, полученных путем нефтепереработки. Рабочий температурный диапазон NBR от -20 до +90 °С, материал часто используют в нефте-, масло- и газопроводной арматуре.
  • Синтетический фторированный каучук (СФК, Viton). Материал является лидером среди всех эластомеров по химической стойкости, не боится воздействия минеральных кислот, углеводородных реагентов, агрессивных растворителей. Диапазон эксплуатационных температур СФК составляет от -40 до +200 °С, материал не подвержен истиранию и чаще используются в агрессивных высокотемпературные средах, где не выдерживают уплотнители натурального происхождения из каучуков.

Рис. 6 Разновидности корпусов кранов на примере линейки продукции от Valtec

Кран шаровый 11б27п1 – конструкция, характеристики, цена

Недостатки шаровых вентилей

  1. Из-за специфики конструкции шаровая запорная арматура имеет существенные ограничения в монтаже и применении – подобные механизмы эффективно и безопасно могут функционировать в рабочей среде с температурой не выше 200˚С;
  2. Вентили с консольной закрывающей рукояткой имеют так называемую «мертвую зону» при повороте, что не всегда удобно при установке оборудования в ограниченном пространстве. Избежать этого неудобства поможет использование устройства с ручкой типа «баттерфляй»;
  3. Вода в трубопроводе холодного или горячего водоснабжения не может быть идеально чистой, и содержит всевозможные примеси. Чаще всего это минеральные соли, ржавчина и окалин от сварки. Этот мусор и отложения начинают накапливаться в камере механизма, если вентилем долго не пользовались. В результате при попытке открыть или закрыть устройство ручка может сломаться, так как налет внутри крана не даст шару провернуться вокруг своей оси. Предотвратить эту неприятность просто – раз в 2-3 месяца проворачивайте ручку, чтобы она не зашлаковалась;
  4. Самое распространенное явление после некоторого времени эксплуатации – вода протекает даже при закрытом механизме. Это значит, что поверхность шара покрылась солями или в камеру попала ржавчина. В этом случае устройство разбирают, чистят, меняют прокладки и сальники;
  5. Гарантии производителя не всегда являются залогом качества, но само изделие в магазине не проверишь в рабочих условиях. Скорое появление течи в новой арматуре часто появляется из-за плохого качества материала сальника. Замена сальника решает проблему, но лучше шаровые механизмы эксплуатировать при плюсовых температурах, не допуская их переохлаждения, чтобы сальник не деформировался от перепадов температуры. Кроме того, при замерзании корпуса его может просто разорвать.

Как проверить исправность нижней шаровой

Проверить нижние шаровые можно так само как и в случае с верхними, но результат будет намного эффективнее если задействовать монтировку и установить машину на эстакаде или подъемнике. Нужно просовывать монтажку между цапфой и рычагом, чтобы разгрузить шаровую опору и проверить возможность ее движения. Приведенные ниже методы проверки подходят для проверки однорычажной системы.

Проверка нижних шаровых на подъемнике

Проверка шаровой видео инструкция

Так, для проверки нижней шаровой в однорычажной системе подвески необходимо использовать домкрат и монтировку. Машину желательно загнать на эстакаду (смотровую яму) либо на подъемник с тем, чтобы было удобнее выполнять диагностику. Алгоритм проверки в данном случае будет следующим:

  • Установить машину на эстакаду (с установкой на ручной тормоз) либо на подъемник.
  • Если используется смотровая яма или эстакада, то необходимо воспользоваться домкратом, в частности, вывесить то колесо, опора которого проверяется. Подъемник с машиной, естественно, нужно поднять до удобной высоты.
  • Аккуратно, таким образом, чтобы не порвать пыльник (его тоже нужно будет проверить) заложить плоский конец монтировки между проушиной поворотного кулака (цапфа) и рычагом опоры.
  • Далее нужно аккуратно покачать монтировкой вверх и вниз таким образом, чтобы разгрузить и вновь загрузить проверяемый шарнир. То есть, шаровой палец будет двигаться в вертикальном направлении.
  • Если шарнир исправен — люфта под монтировкой быть не должно. Если он есть — его сразу будет видно на глаз и даже ощущаться на ощупь. Наличие люфта — прямое указание на то, что шаровая опора пришла в негодность и требует замены.

Обязательно нужно повторить аналогичную проверку с противоположной стороны, поскольку зачастую шаровые опоры выходят из строя попарно (как и устанавливаются/меняются на автомобиле), пусть и с меньшим износом.

Проверка нижней шаровой опоры на машине без подъемника

Метод проверки шаровой без подъемника можно осуществить с помощью дополнительного упора, наподобие пенька, способного выдержать массу автомобиля либо подобной конструкции.

Так, вначале надо поддомкратить испытуемое колесо, после чего под шаровую поместить упор таким образом, чтобы нагрузить шаровую опору. Если она находится в относительном порядке, то колесо автомобиля останется в подвешенном состоянии и будет беспрепятственно вращаться, не издавая посторонних стучащих звуков. Если при вращении колеса в нем чувствуется биение и стук — значит, шаровая опора вышла из строя и подлежит замене.

Конструкция подвески некоторых автомобилей еще предусматривает и наличие диагностического отверстия, специально сделанного для измерения расстояния от поверхности шаровой опоры до основания пальца. Однако при этом необходимо знать допустимые значения соответствующих расстояний. Их можно узнать из технической документации. Расстояние проверяется измерительными приборами. Наличие указанного отверстия значительно упрощает процесс диагностики шаровой опоры на износ своими руками без каких либо приспособлений.

Конструктивные особенности и принцип работы шаровых устройств

Шаровым называют кран (вентиль) с затвором со сферической поверхностью.

Основные элементы конструкции шаровых кранов:

  • Корпус крана может изготавливаться цельным (с помощью сварки) или разборным. Первый тип устройств ремонту не подлежит. Разборные шаровые вентили ремонтно-пригодные, но имеют более сложную конструкцию, больший вес и стоимость, по сравнению с цельносварными изделиями.
  • Шар крана изготавливают в фиксированном или плавающем исполнении. Диаметр его проходного отверстия может быть равным или меньшим номинального диаметра крана.
  • Подвижный шпиндель, с помощью которого поворачивается запирающая деталь.
  • Съемная ручка.
  • Уплотнение между полированным шаром и корпусом обеспечивается торцевыми кольцами из фторопласта.

Конструкция шарового крана простая и надёжная. Расположенный в корпусе крана стальной шаровый затвор имеет сквозное отверстие по оси протока. Жёсткое крепление шара и штока образует ось вращения, расположенную перпендикулярно оси протока. Кран открывается при совпадении оси потока и оси отверстия в шаре.

Если шток повернуть на 90, оси станут перпендикулярно друг к другу и шар перекроет поток.

Области применения шарового вентиля

Шаровый вентиль или шаровый кран имеет широкую сферу применения. Он используется в системах транспортировки жидкостей и газа на бытовом и промышленном уровне. Основные характеристики шаровых кранов, определяющие области их применения, регламентируются ГОСТ 9702.

Вентиль шаровый в качестве запорно-регулирующей арматуры может применяться в системах  с диапазоном диметров 10-300 мм, при рабочих давлениях, не превышающих 2500 кг/см2. Температура передаваемых сред находится в пределах от -200С до +450С.

Благодаря высокой герметичности и минимальным гидравлическим потерям при полностью открытом кране шаровые вентили используются в газовом хозяйстве, а также для транспортировки пара и сжиженных углеводородов, находящихся в различных фазах. Вентиль шаровый газовый одинаково хорошо работает как во внутридомовых газовых сетях низкого давления, так и в системах газовых потоков высокого давления.

Самой эффективной модификацией для работы с газовыми средами являются равнопроходные краны российского или импортного изготовления, рассчитанные на работу с трубами, имеющими номинальный диаметр от 50 мм, и оснащённые автоматами аварийного закрытия.

Разновидности по материалу корпуса

Наиболее популярным вариантом сантехнической арматуры является кран шаровый латунный, сочетающий в себе следующие преимущества:

  • низкая стоимость;
  • разнообразие моделей различных компаний-производителей;
  • минимальные сроки поставок;
  • оптимальные эксплуатационные характеристики для монтажа на водных и газовых линиях;
  • устойчивость к деформациям механического характера.

Недостатки латунного шарового крана:

  • малый выбор диаметров элемента — как правило, в продаже представлены модели от 8 до 100 мм;
  • отсутствие приварных моделей;
  • ограниченный температурный режим — шаровый кран из латуни не рекомендуется использовать для трубопроводов, температура рабочих жидкостей в которых превышает отметку в 200 градусов;
  • нестабильность при эксплуатации на нефтепродуктах.

Вторые по популярности на современном рынке — стальные шаровые краны. Продукция изготавливается из углеродистой стали 20 или 25, и широко распространена в различных сферах промышленности и ЖКХ.

Преимущества выбора стальных кранов:

  • приемлемая стоимость;
  • широкий ассортимент моделей от отечественных/зарубежных производителей;
  • быстрая доставка;
  • отличные эксплуатационные характеристики для газовых линий и трубопроводов с горячей водой;
  • устойчивость к механическим деформациям;
  • широкий ассортимент моделей.

Минусы выбора стальных шаровых кранов:

  • неустойчивая работа элементов при температуре ниже -40°C;
  • длительная эксплуатация шаровых кранах на системах холодного водоснабжения может привести к выходу запирающей арматуры из строя;
  • непригодность для эксплуатации на слабоагрессивных типах рабочих сред.

Хладостойкие шаровые краны из легированной стали. Как правило, продукция изготавливается из стали 09Г2С и предназначается исключительно для эксплуатации при низких температурных показателей: до -60°C. В остальном свойства товара идентичны параметрам стальных шаровых кранов.

Шаровые краны из нержавеющей стали. Для изготовления продукции используется материал 12Х18Н10Т и аналогичные стали. Чаще всего подобные краны используются в промышленных отраслях.

Преимущества нержавеющих шаровых кранов:

  • большой диапазон рабочих сред;
  • возможность эксплуатации при температуре до -60 градусов.

Недостатки выбора шарового крана из нержавеющей стали:

  • высокая стоимость запорной арматуры;
  • ограниченный модельный ряд — на рынке представлены варианты диаметром от 8 до 300 мм;
  • поставки большинства моделей требуют длительного времени.

Шаровые краны чугунные, изготовленные из ковкого (серого) чугуна. Модели отличаются существенной стоимостью по сравнению со стальными аналогами. Сегодня большинство производителей отказывается от производства чугунных элементов. Специалисты не могут выявить особых преимуществ чугунных кранов и рекомендуют заменять элементы на стальные аналоги.

Пластиковые шаровые краны. Арматура изготавливается из полипропилена и имеет узкую спецификацию — монтаж на пластиковых трубопроводах.

Преимущества выбора пластиковых кранов:

  • долговечность — по длительности эксплуатации элемент можно сравнить с латунными аналогами;
  • доступная стоимость;
  • минимальный вес.

Единственным недостатком является возможность использовать краны исключительно на пластиковых линиях.

Как выбрать шаровый кран

Приступая к строительству водопровода или отопления, следует точно знать типоразмеры труб и фитингов, какой шаровый кран лучше. Начинать следует с создания схемы проведения трубопровода.  По ней нужно рассчитать количество запорной арматуры. Затем покупать вентиля или шаровые краны.

В местах перекрытия потока, в начале ответвлений системы отопления используют вентиля. Они просто перекрывают поток в нужный момент. В конечных точках труб, на выходе воды, лучше ставить шаровые краны.

Выбор начинается с диаметра. Фитинги для дома подойдут резьбовые. Затем следует выбрать материал корпуса и цвет ручки:

  • желтая, черная — газ;
  • синяя, голубая — холодная вода;
  • красная — горячая вода.

У смесителей обычно блестящие стальные или декоративные ручки.

Большой выбор шаровых кранов

Способы крепления изделий к трубопроводу

Для  крепления запорно-регулирующих вентилей применяют:

  • сварные соединения,
  • муфты,
  • фланцы.

Вентиль шаровый фланцевый применяют, как правило, для трубопроводов диаметром более 50 мм, хотя выпускают и изделия меньшего диаметра. Он рекомендован для установки в тепловых сетях и котельных. Фланцевые соединения удобны, прежде всего тем, что их легко демонтировать и заменить потерявший герметичность кран без проведения сварочных работ.

Приварные шаровые краны стоят дешевле фланцевых, являются менее металлоёмкими, применяются, чаще всего, в трубопроводах диаметром более 50 мм. Рекомендованы для применения в тепловых сетях и котельных для бесканальной прокладки. При необходимости ремонта необходимы сварочные работы.

Вентиль муфтовый шаровый применяется, как правило, для трубопроводов диаметром условного прохода менее 65 мм. Применяется, чаще всего, для внутренних систем водопровода и отопления.

Маркировка шаровых кранов

По требованию ГОСТ Р 52760 маркировка устройств запорно-регулирующей сантехнической арматуры должна быть нанесена на корпус или фирменную табличку, прочно зафиксированную на изделии.

Маркировка шарового крана должна включать:

  • условный проход (условный диаметр) – DN;
  • величину номинального давления – PN;
  • материал, из которого изготовлен корпус;
  • стрелку, которая указывает направление транспортируемой среды;
  • максимальную рабочую температуру или диапазон допустимых для работы температур;
  • величину рабочего или расчётного давления;
  • дату изготовления изделия.

Номинальным диаметром называют внутренний диаметр соединяемых труб, за исключением пластиковых, у которых номинальным является наружный диаметр. Номинальным называют постоянное избыточное давление транспортируемой среды, при котором трубы и их соединительные элементы могут работать в течение всего эксплуатационного периода при температуре воды или газа, равной 20С.

ГОСТ 4666 регламентирует отличительную окраску запорно-регулирующей арматуры. Чугунные устройства имеют чёрную окраску, из углеродистой стали  – серую, из нержавеющей стали – голубую или синюю.

Самой качественной запорно-регулирующей арматурой признана продукция, произведенная итальянскими компаниями. Вентили итальянского производства изготавливаются горячим прессованием, что обеспечивает однородность материала, а, следовательно, его надёжность. Широкой популярностью пользуется изделие росийско-датского производства – danfoss вентиль шаровый.

Богатый ассортимент запорно-регулирующей арматуры позволяет выбрать устройства, наиболее подходящие для конкретных эксплуатационных условий.

Что собой представляют шаровые краны для водопровода

Шаровой кран используется в водопроводе, чтобы перекрыть движение холодной и горячей воды, теплоносителя в отопительных системах, сжатого воздуха, жидкого углерода и других газов в специализированных трубопроводах. Шаровые краны устанавливают и в технологических магистралях, по которым перегоняют различные жидкости, не влияющие на материалы, из которых он изготовлен.

Шаровые краны идеально подходят для монтажа в квартире, когда требуется создать разъемное соединение. При этом разобрать такой узел несложно. Как правило, в квартирах шаровой кран устанавливают на водопроводных системах как основной кран на отводе стояка. Но есть и ограничения: шаровой кран нельзя применять как регулирующую арматуру.

Шаровые краны – это современный тип арматуры для водопровода. У такого крана регулирующая часть имеет сферическую форму, что легко увидеть, взяв его в руки. Если повернуть ручку, то внутри будет видно, как двигается стальная шаровидная задвижка, которая имеет отверстие, позволяющее перекрывать и открывать доступ воде.

Когда задвижка стоит в открытом положении, то вода движется через нее свободно. При повороте ручки, шар поворачивается, тем самым перекрывая поток воды в трубе.

Шаровые краны – не инновационное изобретение, конструкция крана была придумана больше 100 лет назад, но она регулярно совершенствуется и модернизируется. Например, первые виды шаровых кранов не имели достаточной плотности в местах соприкосновения шара и седла корпуса. Современные модели шаровых кранов для водопровода практически лишены конструктивных недостатков.

Улучшить конструкцию шарового крана помогли появившиеся полимерные материалы, которые используются для изготовления некоторых внутренних элементов. Фторопласт и синтетический каучук, из которого изготавливается седло корпуса, обеспечивают шаровому крану прекрасную герметичность. К тому же современные материалы облегчают процесс управления краном.

Как правило, диаметр водопроводной трубы, на которую устанавливается шаровой кран, и диаметр отверстия самого крана – совпадают. Когда шаровой кран открыт, то гидравлические потери находятся на минимальном уровне, что является еще одним преимуществом устройства.

Итак, суммируем положительные качества шарового крана для водопровода:

  • прекрасная герметичность и отличная прочность;

  • компактность;

  • простая конструкция, которая исключает застойные зоны;

  • удобство в использовании;

  • подходит не только для жидкостей, но и для вязких суспензий, шлама и т. д.

При этом у шарового крана есть и недостатки. Например, данное устройство не подойдет для выполнения регулировочных функций. Стремительно сокращается срок службы шарового крана для водопровода, если через него проходит жидкость, содержащая какой-либо абразив. Если в шаровом кране седло сделано из пластмассы, то максимальная рабочая температура проходящего потока не должна превышать 200 °С.

Затвор шарового крана имеет класс герметичности «А». Как отечественные, так и зарубежные производители заявляют гарантированный срок функционирования в 30 лет, при этом ресурс циклов составляет минимум 2 500 раз, а наработка на отказ – 55 000 раз, в зависимости от типа устройства.

Для шаровых кранов устанавливается интервал рабочих температур от -20 °С до +180 °С, что делает это устройство исключительно пригодным для бытовых нужд.

Из каких материалов изготавливаются составные части шарового крана:

  • на изготовление корпуса идет никелированная латунь, обработанная методом горячей штамповки;

  • затворный шар изготавливается из такой же латуни, но покрытой хромом;

  • седельные кольца изготавливают из тефлона, в который добавлен углерод и термоприсадка;

  • гайка, которая крепит рукоятку, выполнена из никелированной стали;

  • контрящее кольцо выполнено из ПВД;

  • барашковая ручка, которую еще именуют «бабочкой», изготовлена из алюминия;

  • шток или шпиндель выполняются, как и корпус, из никелированной латуни.

Продаются также модели шаровых кранов, которые имеют соединения с фланцем, а также дополнительные монтажные комплекты. На эти устройства можно установить электро- или пневмопривод.

Ниже мы подробно рассмотрим, как правильно выбрать и купить шаровой кран для водопровода, а также какие конструктивные особенности влияют на его работу.

Читайте материал по теме: 
Шаровые краны для воды: виды, применение, выбор

Выбор

Осуществлять выбор структуры шаровой арматуры нужно в соответствии с параметрами трубопровода и осуществляемой работы.

Шаровые устройства для сооружений, транспортирующих жидкие, газообразные вещества продают все фирмы, осуществляющие поставку труб. Из всей массы изготовителей можно выделить такие компании, как Rehau, Valtec, Lavita и AS Gruppe. Изделия этих фирм находятся на рынке продолжительное время, они опробованы на практике огромным количеством пользователей и не порождают вопросов относительно качества.

Одним из основных отличий качественных устройств от их ненадежных прототипов является металл, из которого выполнен корпус

Выбирая шаровый вентиль, первым делом заострите внимание на оболочке устройства – она должна быть выполнена из свинцовистой латуни марки CW617N. Недорогие китайские изделия зачастую производятся из латуни повторной переработки, в структуре которой могут заключаться опасные для человека добавки

Не стоит оставлять без внимания данное обстоятельство и, в случае потребности, спрашивайте у продавца гигиеническое свидетельство и санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию.

При выборе шарового вентиля, лучше осмотрите поверхность затворного шара. Сфера должна блестеть как зеркало, быть безупречно глянцевой (обработка поверхности шара осуществляется при помощи алмазной шлифовки). Все вышесказанное свидетельствует о высоком качестве устройства. Если же поверхность шара-затвора обладает тусклым блеском, матовым напылением или даже имеет шероховатости, то это говорит о том, что перед вами фальсификат. Это отразится на пропускной способности устройства в открытом состоянии, и при движении жидкой среды будет возникать специфический шум.

Кстати, даже если внешне запорный узел смотрится превосходно, его можно дополнительно проверить при помощи магнита. Если он «приклеится» к сфере, значит, шар произведен из стали, рассчитанной на использования в электротехнике. Подобный материал достаточно быстро покрывается ржавчиной и не выдерживает долговременного применения во влажной среде. К латуни магнит не притягивается.

В вентилях для систем подачи воды рычаг для регулирования всегда имеет красный либо черный цвет, в устройствах для газотрубопроводов — желтый. Если трубопроводная система протягивается в условиях недостаточного пространства, целесообразно приобретать модификацию с небольшой ручкой в виде «бабочки».

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации