Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 1

Что такое водопроводные задвижки: конструкция и принцип действия

Виды запорной арматуры

Существуют различные виды запорной арматуры:

1. Запорные краны присутствуют на всех трубопроводах. Соединяются с трубой фланцевым или муфтовым соединением. С учетом рабочей среды краны подразделяются на шаровые и пробковые.

Сальниковые муфтовые – краны-пробки с резиновым или пеньковым сальником внутри, отлитые из чугуна для использования в водных и нефтяных трубопроводах. Температура транспортируемого вещества не должна превышать 100 градусов. Кран можно устанавливать в любом положении.

Пробковые муфтовые – чугунные для газовых трубопроводов. Максимальный порог температуры – 50 градусов. Также неприхотливы к установке.

Фланцевые шаровые краны – производятся в стальном (диапазон температур 30-70 градусов) и чугунном, выдерживающем 100-градусную нагрузку, варианте.

2. Запорная заслонка выполнена в виде диска, вращающегося вокруг своей оси, расположенной перпендикулярно или под определенным углом по направлению движения вещества. В основном монтируются на трубопроводы большого диаметра с небольшим давлением рабочей среды. Устанавливаются гидроприводным или электроприводным способом, а также вручную врезаются в трубопровод при помощи сварки или фланцевым соединением. Корпус изготавливается из чугуна, а диск из стали. Подходят для использования в кислотных и щелочных средах и не требуют технического обслуживания.

3. Трубопроводные задвижки периодически перекрывают поток рабочей среды. При оснащении их электроприводом появляется возможность осуществлять управление дистанционно. Изготавливаются из чугуна, стали, нержавейки или сплавов цветных металлов. Выбор материала, из которого будет изготовлено устройство запорной арматуры, зависит от того, щелочная или кислая среда будет транспортироваться по трубопроводу.

4. Запорный вентиль предназначается для полного перекрытия потока. С его помощью невозможно осуществить регулирование рабочего давления. Вентиль должен быть всегда полностью открыт или закрыт. Золотник и шпиндель, составляющие систему, перекрывают поток параллельно его направлению для предотвращения гидроударов. Вентили для систем с высоким давлением приваривают к толстостенным трубам. Также возможно соединение фланцевыми патрубками и муфтами. Последнее распространено в трубопроводах для транспортировки воды, воздуха или пара температурой не выше 50 градусов с обязательным уплотнением чугуна кожаным, резиновым или паронитовым кольцом.

Детали, изготовленные из латуни, немного весят и работают при высоких показателях сжатия, обеспечивая 100% перекрытие.

Герметизация в таких системах может обеспечиваться:

  • сильфоном;
  • диафрагмой;
  • сальником.

Типы запорной арматуры включают в себя также те специальные вентили, задвижки и заслонки которые эксплуатируются на трубопроводах, по которым движутся агрессивные вещества. Для таких изделий чаще всего используют устойчивую к кислоте и щелочи латунь.

Детали из сильфона применяют при необходимости обеспечения герметичности соединения, выдерживания высоких температур и предотвращения возможной утечки.

Антикоррозийные свойства также крайне важны для арматуры, используемой в агрессивных средах, поэтому зачастую допускается применение фланцевых, фарфоровых и диафрагмовых вентилей с резиновым покрытием.

Газовая запорная арматура

Газовая запорная арматура – неотъемлемая часть в газотранспортной системе, функция которой – включение или отключение газа, изменение направления его потока, управление давлением или количеством проходящего продукта.

К арматуре, которая будет использоваться в газопроводах, предъявляется требование к герметическому отключению существующих участков в газовых трубопроводах. Поэтому краны, задвижки, обратные клапаны и вентили должны пройти сертификацию и быть изготовлены из высококачественных материалов, ведь от их надежности зависит, не произойдет ли сбой в работе, который приведет к загрязнениям атмосферы или взрыву газа.

Устройство и принцип работы клиновой заглушки

Устройство относится к классу запорной арматуры. Конструкция включает в себя элементы корпуса, соединяющего два участка трубопровода, и двигающийся с помощью резьбового штока плоский клин или иная затворная деталь.

Конструкция представляет собой корпус и крышку, которые при соединении образуют полость для рабочей среды (под далением). Внутри это полости помещен затвор. Его перемещение между седлами (они располагаются параллельно или под небольшим углом схождения) происходит вертикально, то есть перпендикулярно оси обоих седел и подведенных к ним отверстий, соединенным с трубопроводами. Изменение положения затвора (в открытом или закрытом состоянии) обеспечивается резьбовой парой шпиндель-ходовая гайка.

Для ручной регулировки на конце шпинделя устанавливается штурвал (маховик). Уплотнение шпинделя (штока) обеспечивается втулками и сальниками.

Изделие отличается небольшой строительной шириной и относительно большой высотой. Это объясняется необходимостью обеспечить свободный ход штока не менее чем на диаметр отверстия. Небольшой ролик поможет уяснить принцип работы механизма.

https://youtube.com/watch?v=llKoa1s3-8U

Виды

К запорной арматуре водопроводной системы относятся следующие устройства:

Краны — это устройства с запирающей или регулирующей деталью в форме тела вращения или её сегмента. Она при срабатывании совершает поворот вокруг собственной оси на 90 градусов и полностью останавливает ход жидкости или поворачивается на меньший угол, частично перекрывая поток и регулируя его силу. Изготавливаются краны из латуни, нержавеющей стали, бронзы или пластика. По форме запорного элемента краны бывают:

  1. шаровыми — перекрывают воду путём вращения шарообразного затвора в полости корпуса;
  2. пробковыми — имеют запорный элемент в виде пробки, которая при приведении в движение рукоятки опускается в седло.

В зависимости от конструкции корпуса краны подразделяются на:

  1. прямоточные — используются для размещения на прямолинейных секциях водопроводных линиях;
  2. угловые — монтируются в местах разветвлений коммуникаций, одновременно выполняя функцию углового фитинга.

Клапаны (вентили) — тип запорной и регулирующей арматуры с запирающим элементом, перемещающимся параллельно оси водяного потока. Обычно используются для установки на линиях трубопроводов относительно небольших диаметров. По конструкции запорного органа клапаны подразделяются на изделия с:

  1. тарельчатым (золотниковым);
  2. коническим затвором.

По способу обеспечения герметичности места сопряжения горловины корпуса с крышкой клапаны бывают:

  1. сальниковые;
  2. мембранные.

Для оснащения систем домашнего водоснабжения используют предохранительные устройства — обратные клапаны пружинного типа с диаметром условного прохода от 15 до 50 мм. Вода, протекающая через такое изделие под определенным давлением, оказывает воздействие на запорную деталь и отжимает пружину, которая удерживает её в положении «закрыто». После сжимания пружины и открытия прохода жидкость начинает свободно течь через обратный клапан в нужном направлении. При падении давления потока жидкости в трубопроводе или изменении направления движения воды, с помощью пружинного механизма происходит возврат запорного органа в первоначальное положение. Функционируя таким образом, это устройство способно предотвратить появление нежелательного обратного движения жидкости в системе водопровода.

Задвижки. Подобные устройства останавливают движение потока жидкости путём перемещения (поворота) затворного органа в перпендикулярном направлении его движению.

Изготавливаются из сплава стали или чугуна, в прямоточном или суженом исполнении проходного отверстия. По форме затвора задвижки классифицируются на:

  1. клиновые — затвор имеет форму клина, который при срабатывании устройства плотно входит между сёдлами корпуса, расположенных под небольшим углом друг к другу;
  2. параллельные — с затвором, состоящим из двух дисков, и уплотнительными плоскостями сёдел, параллельно расположенных между собой.

Заслонки (поворотные затворы). На трубопроводах, осуществляющих подачу воды устанавливаются бесфланцевые заслонки, которые способны выдерживать давление до 1,0 МПа.

Такие изделия оснащены уплотнительной прокладкой из плотной резины, посредством которой достигаются необходимые показатели по герметичности. Модели, управляющиеся вручную, размещают на трубопроводе в любом положении, а модели, имеющие дистанционный тип управления, монтируют электроприводом вверх.

Фильтры грубой очистки. Осуществляют очистку воды от примесей с размером частиц от 5 до 50 мкм перед её поступлением в кран/смеситель, счётчик, стиральную машину, посудомойку и другие бытовые приборы.

Кроме сменной фильтровочной сетки в конструкцию фильтра может входить обратный клапан, понижающий давление и одним или двумя манометрами, осуществляющих замер давления до и после сетчатого фильтра.

Для внутренних сетей водопровода используется водоразборные устройства — краны, смесители и водосливная арматура — поплавковые клапаны унитазов, вантузы, сифоны и т. п. На водоразборный кран принято устанавливать воздушный аэратор. Он насыщает кислородом воду, способствуя таким образом её очищению от примесей песка и некоторых тяжёлых металлов.

Типы

Запорная арматура на отопление делает эффективной работу всего оборудования, входящего в систему, в значительной степени экономит энергетические и материальные ресурсы. Она устанавливается между радиаторами или трубами и бывает нескольких типов:

  • шаровые краны с различной резьбой;
  • запорные клапаны;
  • поворотные затворы;
  • фланцы и фитинги;
  • обратные клапаны;
  • задвижки.

Краны шаровые

Для удобства подключения радиаторов системы отопления выбирают краны шаровые из латуни. Подобная запорно-регулирующая конструкция выпускается с внутренней резьбой, накидной гайкой, воздуховыпускным устройством и заглушкой. Последние две применяются в тех случаях, когда нужно удалить воздух из системы или, наоборот, запустить в нее. Шаровые краны используются также при монтаже манометра.

Подобные устройства оснащены полнопроходными шарами. В каждом из них установлена особая система, которая защищает корпус от повреждений при замерзании воды и противодействует распространению бактерий, появляющихся в результате застоя жидкости в трубопроводе.

Большинство моделей шаровых кранов снабжены уплотнительными кольцами, которые контактируют друг с другом, а не с поверхностью корпуса. Благодаря этому повышается износостойкость всего крана. Запорно-регулирующая деталь этого типа содержит на корпусе важные сведения, касающиеся ее монтажа.

Запорные клапаны

Для подключения или отключения отдельного радиатора (с целью его демонтажа или профилактики) в системе отопления без ее опорожнения используют запорные клапаны. Они бывают двух видов: прямые и угловые. Изготавливают такие устройства из латуни с покрытием из никеля.

Некоторые модели комплектуют спускным краном (также изготовленным из латуни), с его помощью удаляют воду из радиатора или заполняют его жидкостью.

Шланговая насадка такой конструкции может поворачиваться в любую сторону.

Затворы поворотные

Это запорно-регулирующая арматура, выполненная в форме диска. Элемент поворачивается вокруг оси, расположенной перпендикулярно или под углом к направлению движения теплоносителя. Поворотные затворы используются не только в отопительных системах, но и для водоснабжения.

Обратные клапаны

Подобные устройства используются для защиты системы от непредвиденных нагрузок, регулировки потока теплоносителя в трубопроводе. Они могут монтироваться в разных местах. Муфтовые клапаны из латуни имеют резьбу и прокладку, расположенную с входной стороны. Вся конструкция работает на пружине, которая держит шток. Он, в свою очередь, при некотором давлении утапливается, тем самым давая проход теплоносителю. Служит такое оборудование долго, стоит недорого.

Для подключения системы отопления используют обратные клапаны из латуни, с пружиной из нержавейки и пластиковым штоком. Устанавливают их в контур после циркуляционного насоса. Максимально допустимая температура для подобных механизмов — 120 °С.

Также такие элементы могут быть установлены на резервуары с высоким давлением.

Фланцы

Эти соединительные детали используют для подключения арматуры к трубам, соединения отдельных частей трубопровода, монтажа дополнительного оборудования. Выпускают их в форме диска или кольца с отверстиями. По форме они бывают плоские или воротниковые (с выступом, впадиной, шипом, пазом).

Изготавливаются из стали. Отличаются долговечностью, широким диапазоном температур, прекрасными противокоррозионными свойствами.

Фитинги

Фитинги – это соединительные элементы для трубопровода системы отопления. К ним относят:

  • муфты (не изменяют направление трубопровода, имеют разные диаметры выходов);
  • угольники (меняют направление на 45-90°);
  • тройники (конструкции с 3 выходами для объединения труб различного диаметра под разными углами);
  • крестовины (для 4 перпендикулярных друг другу труб или расположенных под определенным углом);
  • заглушки (одеваются на конец трубы).

Задвижки

Конструкция этой детали включает в себя металлический корпус, управляющий рычаг, дисковый затвор. Подобный механизм снабжен запирающим элементом, расположенным перпендикулярно потоку теплоносителя. Регулирующая функция этого элемента не предусмотрена. Он работает в 2 положениях: «открыто» или «закрыто».

Сечение задвижек почти совпадает с диаметром труб. Такие элементы отличаются простотой конструкции, малым уровнем гидравлического сопротивления. Применять их особенно выгодно в магистральных трубопроводах.

На сегодняшний день все чаще для отопительных систем выбирают пластиковые и металлопластиковые трубы, соответственно, с ними используют полипропиленовую арматуру для радиаторов отопления. Она ставится на каждый элемент системы отдельно.

Монтаж запорно-регулирующей арматуры своими руками

Здесь мы расскажем о том, как при монтаже радиаторов установить  автоматические регуляторы своими руками. Эта работа требует некоторых навыков, но вполне доступна и начинающему домашнему мастеру.

Необходимые инструменты и оборудование

Особых инструментов для монтажа термоголовок не требуется. Вам понадобятся: пара разводных ключей, лента ФУМ (прокладки имеются в комплекте с терморегулятором), собственно терморегулятор.

Для пайки МРН потребуются: ножницы для резки пластиковых труб, устройство для пайки пластиковых труб и фитинги — МРН, уголок 90°…

Порядок монтажа

Порядок действий при монтаже:

  • слить воду из радиатора, отсоединить от системы. Если у вас однотрубная система теплоснабжения и подключения радиаторов и работа выполняется в отопительный сезон, то следует установить байпас;
  • терморегулятор вкручивается в ту пробку, через которую в радиатор подается теплоноситель, и замещает кран для подключения батареи;
  • стрелка на корпуса регулятора должна совпадать с направление тока воды в системе отопления;
  • радиатор устанавливается на место – вместо крана для подключения батареи необходимо припаять к системе отопления МРН и уголок (отвод);
  • радиатор заполняется водой, проверяется на герметичность, стравливается воздух через краник Маевского;
  • проводится настройка терморегулятора.

Основы установки запорно-регулирующей аппаратуры

Ни один трубопровод не может полноценно функционировать без запорной аппаратуры. Вследствие того что существует несколько ее разновидностей, установка одной из них существенно отличается от монтажа других устройств и должна осуществляться только специалистами с применением специализированного оборудования.

Работоспособность, долговечность и безопасность трубопровода зависят от того, насколько квалифицированно были проведены работы по монтажу.

Соединение арматуры с трубопроводом производится:

  • муфтами с внутренней резьбой;
  • цапками на наружном уплотнителе;
  • ниппелями;
  • фланцами;
  • сваркой.

Сварка – самый надёжный способ взаимного скрепления элементов трубопровода и единственный, который подходит для транспортировки сред высокого давления.

Соединение при помощи фланцев, плоских колец или дисков из легированной стали, закрепляющихся болтами к концам деталей, которые необходимо закрепить, также, позволяет обеспечить необходимый показатель герметичности. Производители запорной арматуры предоставляют гарантию на свою продукцию, проводя тесты на непроницаемость и прочность деталей, их соответствие техническим требованиям.

Правила при монтаже запорно-регулирующей арматуры

Есть несколько важных правил, которые следует соблюдать при выполнении монтажа запорно-регулирующей арматуры:

1. Обязательная очистка трубопровода. После транспортировки деталей их необходимо обработать вручную или воздействуя воздухом, паром или водой. При проведении сварки также нужно регулярно осматривать трубу на предмет загрязнений, чтобы образовавшаяся окалина не повредила герметичности.

2. Проверка фланцев на предмет наличия неровностей. Гладкая поверхность детали не должна быть поцарапана или иметь другие ярко выраженные дефекты.

3. Следует избегать монтажа запорной арматуры на участках с неравномерным рельефом. Если механизм будет находиться не на прямом отрезке трубопровода, напряжение, возникающее в местах изгиба, повлияет на герметичность и спровоцирует протечки.

4. Экранирование от скачков давления, возникающих при гидравлическом ударе, который может повредить или вывести из строя всю систему, включая и арматуру, проводится путем установки обратного клапана для обеспечения стабильного потока.

5. К задвижкам крупным диаметров или тяжелым приводам может понадобиться дополнительная опора для препятствования поломке винтов или прокладок.

6. Запорную арматуру можно повредить, если приложить слишком большие усилия к ее закручиванию.

7. Арматура из нержавеющей стали должна находиться в открытом положении во время установки.

Классификация арматуры по конструктивному исполнению

Выпускается несколько разновидностей трубопроводной арматуры, различающихся формой запорного и регулирующего органа и его принципом работы:

  • вентили;
  • задвижки;
  • затворы;
  • краны;
  • клапаны.

Рассмотрим отдельно каждый тип арматуры.

Вентили

Вентили — относятся к типу трубопроводной арматуры, у которой перемещение запорного или регулирующего элемента осуществляется с помощью резьбовой пары в параллельном оси трубопровода направлении.

В перечень их основных преимуществ входит:

  1. низкий коэффициент трения уплотнительных плоскостей в момент срабатывания устройств на закрытие в следствие перпендикулярного к ним движения затвора, что снижает риск повреждений (задиров);
  2. не большая высота изделия, по сравнению с задвижками, ввиду того что у вентиля малая длина хода шпинделя.

К недостаткам вентилей можно отнести, то что они длиннее, чем задвижки, так как им требуется место внутри корпуса для возможности разворота потока.

Задвижки

Арматура с запорным или регулирующим органом, совершающим перемещение перпендикулярно оси потока транспортируемой в системе среды.

Задвижки выпускаются в разных вариантах конструкции, в каталогах производителей можно найти продукцию:

  • с запорным механизмом в форме прямоугольной пластины(шибера), клина или диска;
  • с выдвижным и не выдвижным шпинделем;
  • полнопроходные или с суженным проточным отверстием;
  • корпус — литой, сварной или штампованный;
  • для обеспечения герметичности сопряжения корпус/крышка используются — сальниковое или сильфоное уплотнение.

Преимущества задвижек стальных фланцевых обусловлено:

  • отсутствием необходимости преодолевать давление среды при перемещениях запорного органа;
  • прямолинейность движения потока рабочего вещества, без поворотов;
  • способностью работы в системах с вязкой средой;
  • малой строительной длиной, ввиду чего их можно устанавливать в условиях ограниченного пространства;
  • возможностью подачи рабочего вещества в любом направлении;
  • лёгкостью монтажа, ремонта и техобслуживания.

Недостатками задвижек можно назвать:

  • малую скорость при срабатывании;
  • большой размер строительной высоты;
  • ограничение на применение в системах транспортировки сред, состоящих из твёрдых частиц.

Затворы

Затворы (заслонки) — это устройства с запорным органом в форме диска, вращающимся вокруг своей оси.

Перемещение происходит в перпендикулярном направлении или под острым углом. Применяются для монтажа в системах с большим диаметром труб, низким уровнем давления сред и пониженными требовании к герметичности запорного элемента, например, на воздуховодах вентиляции и кондиционирования, газопроводных сооружений.

Краны

У арматуры данного типа запорный орган представляет собой тело вращения или его сегмент, перемещающееся в любом направлении по отношению к оси трубопровода. У затвора крана существует и другое название — пробка. В пробке имеется отверстие, через которое перемещается поток среды. В положении крана «открыто» отверстие находится в одной плоскости с осью потока, в положении «закрыто» — в перпендикулярном положении к потоку.

По направлению потока они подразделяются на:

  • проходные — с неизменным направлением потока;
  • угловые — поток меняет направление под прямым углом;
  • трёхходовые — с одним выходным и двумя входными патрубками.

Форма затворного элемента крана может иметь:

  • шаровую;
  • конусную;
  • цилиндрическую конфигурацию.

Для обеспечения плотного прижатия пробки к поверхности корпуса используется сальниковая набивка или пружина, надетая на стержень с резьбой и стянутая гайкой, как у натяжных кранов.

Смазка так же необходима для уменьшения усилия, требующегося для поворота затворного органа.

Клапаны

Механическое устройство, проходя через которое поток рабочего вещества сохраняет направление движения или поворачивается под углом.

Выпускаются в нескольких вариантах конструкции, имеющих отличия в:

  1. форме затвора — тарельчатые, игольчатые;
  2. количестве сёдел — односедельные, двухседельные;
  3. расположении ходовой гайки — выносной и погружной тип резьбы;
  4. способе герметизации сопряжения корпуса с крышкой — сальниковый или мембранный тип уплотнения.

В зависимости от назначения фланцевые клапаны бывают:

  • запорными;
  • регулирующими;
  • предохранительными;
  • перепускным;
  • редукционными;
  • обратными;
  • спускными;
  • всасывающим и т. д.

Преимущества и недостатки

Вся информация для удобства сведена в таблицу 1.

Таблица 1

НаименованиеПреимуществаНедостатки
Кранынебольшие габаритынельзя использовать шаровые краны при высоких температурах (200°С)
простая конструкциянельзя использовать конусные краны при давлении выше 1,6 МПа
применимы для вязких и загрязненных среддопустимый рабочий диаметр конусных кранов до 100 мм
быстрое открытие/закрытие проходанедостаточная герметичность для применения в газовых системах
небольшая стоимость
малое гидравлическое сопротивление
Вентили/клапаныдостаточно простая конструкцияиспользуются для небольших диаметров
небольшая строительная высота и массавысокое гидравлическое сопротивление
высокая герметичность и возможность применения для газовых трубопроводовналичие застойных зон, скопление в них примесей и усиление коррозии
небольшой износ уплотнительных поверхностей
относительная простота обслуживания и ремонта
возможность использования в вакууме и до давления 250 Мпа, при температурах от — 200°С до 600°С
Задвижкиотносительно простая конструкциязначительная строительная высота (ход затвора составляет не менее одного диаметра прохода трубы)
небольшая строительная длинадлительное время открытия и закрытия
малое гидравлическое сопротивлениесложность ремонта
 
высокая надежность и возможность эксплуатации в самых разных условиях (до 25 Мпа и 565°С)изнашивание рабочих поверхностей в корпусе  и затворе
Заслонкиотносительная простота конструкциидиск в положении «открыто» увеличивает гидравлическое сопротивление
относительная простота ремонта, возможность быстрой смены уплотненийтяжелое управление запирающим элементом
малые строительные длина и масса
возможность применения в трубопроводах большого диаметра

Критерии выбора задвижек

Для правильного выбора водяной задвижки необходимо выполнить тщательный анализ исходных требований к её техническим характеристикам, а также сравнить цены на изделия у разных производителей.

Выполняют такой анализ в следующей последовательности:

  • определение назначения и условий работы арматуры (свойства рабочей среды, значение максимального рабочего давления и диапазон температур);
  • определение номинального размера условного прохода (ДУ);
  • выбор метода управления устройством;
  • выбор материала корпусных деталей;
  • уточнение функции(запирание или регулирование);
  • выбор конструктивной модификации изделия;
  • окончательное определение геометрических параметров устройства (строительной длины и высоты, размеров присоединительных концов, способа присоединения к импульсной линии, количество крепёжных элементов и т. д.);
  • выбор соответствующей модели по номенклатуре выпускаемых задвижек.

Арматура из чугуна для систем отопления и водоснабжения в последнее время применяются реже, в основном здесь используют стальные устройства. Чугунную запорную арматуру чаще устанавливают в канализации, в системах подачи сжатого воздуха, пара и сыпучих материалов.

Разновидности арматуры запорного типа

Различают следующие типы запорной трубопроводной арматуры:

  • краны;
  • вентили (клапаны);
  • задвижки;
  • заслонки.

Классификация кранов

Запорные краны преимущественно предназначены для бытовых трубопроводов с малым давлением.

Устройство запорной арматуры-крана следующее:

  • корпус;
  • запорный элемент;
  • рукоять;
  • набор уплотнительных прокладок.

Элементы, входящие в состав запорного крана

Классификация устройств может быть произведена по нескольким признакам:

  • типу запорного элемента;
  • методу установки.

Элементом, перекрывающим поток проходящей среды, может быть:

  • шар. В соответствие с этим кран носит название шаровой (рисунок выше);
  • конус в виде пробки (пробковый кран).

Запорный кран пробкового вида

Крепиться к трубопроводу краны могут:

муфтовым способом. Фиксирующие гайки наворачиваются на подготовленную на трубе резьбу;

Кран, устанавливаемый на резьбу

  • фланцевым способом. В качестве фиксирующих элементов выступают фланцы, соединяемые между собой болтами;
  • методом сварки.

Устройства, устанавливаемые на фланцы и методом сварки

Каждый кран имеет свое условное обозначение. На маркировке, нанесенной на корпус устройства, в обязательном порядке отражаются:

  • диаметр условного прохода (DN);
  • условное давление, на которое рассчитано устройство (РN);
  • материал, примененный для изготовления крана;
  • предприятие-изготовитель;
  • дополнительные справочные материалы (дата изготовления, номер партии и так далее).

Условные обозначения основных параметров крана

Если знать маркировку, то всегда можно самостоятельно подобрать запорное устройство.

Использование вентилей

Запорный клапан (вентиль) состоит из корпуса с двумя концами для крепления устройства и седла, перекрываемого затвором.

Клапан для перекрытия трубопровода

Основная отличительная особенность вентиля от крана – это высокий класс герметичности, что позволяет использовать устройство на газопроводах.

Клапан, как и кран, может присоединяться к трубопроводу при помощи муфт, фланцев или сварки.

Выпускаются вентили, приводимые в действие:

  • маховиком (ручное управление);
  • электроприводом (электронное управление), в том числе и с помощью дистанционного пульта управления.

Маркировка запорной арматуры – вентиля также содержит:

  • условное обозначение модели устройства;
  • проход;
  • обозначение типа присоединения к трубопроводу;
  • давление;
  • материал исполнения;
  • климатическое исполнение;
  • документ, на основании которого вентиль изготовлен.

Обозначение параметров вентиля

Предназначение и разновидности задвижек

Наиболее часто используемым элементом любых трубопроводов является задвижка. Устройство представляет собой корпус и крышку, между которыми располагается затвор.

Простейший вид запорной арматуры

Назначение запорной арматуры – задвижки – любые трубопроводы, диаметр которых варьируется от 15 мм до 2000 мм.

Преимуществами устройства, по сравнению с другими видами запорной арматуры, являются:

  • простота обслуживания и конструкции;
  • небольшие размеры;
  • малое сопротивление.

Задвижки могут изготавливаться из следующих материалов:

  • стали;
  • чугуна;
  • цветных металлов и сплавов из них.

Управление задвижками происходит:

  • ручным способом (вращением рукояти);
  • электроприводом;
  • гидроприводом.

Задвижки с электроприводом или гидроприводом преимущественно устанавливаются на промышленные трубопроводы.

Обозначение запорной арматуры (задвижки) определяет:

  • вид и наименование устройства;
  • условный рабочий диаметр;
  • максимальное давление в системе;
  • тип привода;
  • положение устройства в рабочем состоянии;
  • категорию размещения;
  • климатическое исполнение;
  • тип соединения устройства с трубопроводом.

Обозначение параметров задвижки

Назначение заслонок

Запорным элементов в заслонке является диск, который вращается вокруг оси.

Разновидность запорной арматуры для трубопровода

Заслонки преимущественно используются на трубопроводах, имеющих большой диаметр и находящихся под небольшим давлением, так как класс герметичности устройства достаточно низкий.

Заслонка может управляться:

  • маховиком, приводящим в действие ось вращения (ручное управление);
  • гидроприводом;
  • электроприводом.

В большинстве случаев корпус запорного устройства изготавливается из чугуна, а поворотный диск – из стали.

Устанавливаются заслонки:

  • методом сварки;
  • фланцевыми крепежами.

Заслонки могут использоваться в трубопроводах с химическими жидкостями и канализационных системах. Для водоснабжения или отопления практически не применяются.

Марка запорной арматуры  – задвижки, а так же номер партии, диаметр, давление и область определения обозначаются на корпусе устройства аналогично ранее приведенным схемам.

Выбираем трубопроводную арматуру по способу управления

Давайте разберемся с тем, как выбрать трубопроводную арматуру по типу управления. На это влияют следующие параметры: поставленные задачи, уровень автоматизации процесса транспортировки, расположение арматуры в системе трубопровода и применяемого источника питания.

В зависимости от расположения привода управления относительно самой арматуры выделяют:

  • местное расположение – встроенный или насадной;

  • дистанционное расположение (колонковое) – приводится в действие дистанционной механической передачей.

По типу воздействия различают ручные и механические приводы:

  • Ручной. Представляет собой маховик (может быть в виде рукоятки), расположенный на шпинделе или вале редуктора (иногда на ходовой гайке арматуры). Шпиндель может иметь квадратный наконечник под маховик, ключ или рукоятку. Если для управления системой нужны большие крутящие моменты, используют червячные или зубчатые типы редукторов.

  • Механический. Этот тип приводов имеет свою субклассификацию. Различают: гидравлический, пневматический и электрический приводы. Но каким бы ни был источник воздействия, привод конвертирует энергию в механическую (вал на выходе привода выступает в качестве источника поступательного движения), передавая ее ходовой гайке или шпинделю арматуры. У мембранных и поршневых приводов передача энергии (движения) идет на шток трубопроводной арматуры.

На выбор метода управления влияет и способ передачи команды на привод: с помощью прибора или человеком-оператором. Учитывая этот фактор, выделяют следующие методы:

  • Автоматическое управление. При помощи механического привода движение транслируется на арматуру, а сам сигнал управления подается приборами, находящимися в системе управления техпроцессами.

  • Данный тип управления подразделяют на две подкатегории: автоматически управляемую и автоматически действующую. В управляемой в качестве энергии для привода может служить гидравлика, пневматика или электрика. В действующей энергию дает сама среда вещества, идущего по трубопроводу. В автоматически управляемой арматуре действия оператора ограничиваются вводом необходимой программы управления и контролем ее выполнения по показаниям приборов.

  • Ручное управление. Оператор своим усилием приводит в действие рукоятку (или маховик), определяя факт переключения арматуры значением на приборной панели. Ручной метод управления разделяют на местное и дистанционное в зависимости от близости расположения оператора к ручке или маховику.

  • Механизированное управление. Оператор подает сигнал механическому приводу, передавая тем самым движение на арматуру. Момент включения (или отключения) сигнала оператором определяется показаниями контрольных приборов.

В случае редкого использования привода арматуры и свободного доступа оператора к нему иногда используют способ полумеханизированного управления путем передачи движения на арматуру приводом пониженной мощности. Такой метод применим только к дисковому поворотному затвору до контакта с седлом.

Для полной герметизации запорного крана (или клапана) требуется повышение крутящего момента. Ввиду невысокой мощности привода, оператор проводит герметизацию вручную. Из плюсов данного метода можно отметить низкую металлоемкость приводного устройства, небольшие габариты и малый расход электроэнергии. Но существенный минус метода – необходимость в ручной герметизации арматуры – делает его непопулярным в использовании.

Современные трубопроводы в большинстве своем оснащают автоматизированными системами управления.

Большой популярностью среди видов запорно-регулирующей арматуры (с двухпозиционным регулированием) пользуются электроприводы.

Читайте материал по теме:
Трубы автономного отопления

Маркировка трубопроводной арматуры

Для ориентирования в видах фитингов, используются специальные обозначения. В них указаны основные технические параметры изделий. Разные производители устанавливают свою маркировку. Наиболее популярной считают маркировку АО «Научно-производственная фирма «ЦКБА». В ней приведены таблицы, указывающие тип изделия, способ привода, материал изготовления, прочие обозначения.

В качестве примера расшифруем следующее обозначение: 13бр042нж – запорный клапан, латунный, уплотнение из нержавейки, имеет дистанционное управление, модель 42. Иногда используют буквенную маркировку: КШ – шаровой кран, КТС – трехходовой стальной кран и другие.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации